Сурик Карапетян из села Алатуман Ахалкалакского муниципалитета создал свой животноводческий бизнес. Он и его семья работают с утра до вечера – они довольны, что смогли создать свой бизнес и обеспечивать работой 20 человек.

Сурик Карапетян уже 30 лет занимается животноводством в Алатумане. Вся его семья задействована в этом бизнесе. Семья Карапетянов встает в пять часов утра, чтобы успеть закончить все запланированные на этот день дела, особенно в весенне-летний период.

Сурик Карапетян любит свое дело, и занимается им с удовольствием, хотя говорит, что работа очень тяжелая. И, наверно, это так, если не любить эту работу, невозможно достичь успеха. А успеха в этом деле он достиг, во всяком случае, в масштабах Ахалкалакского муниципалитета он является крупным фермером – животноводом.

Сурик Карапетян закончил институт физкультуры, после чего решил получить еще и образование ветеринара. Он поступает в зоотехнический институт, учится там два года, а потом, по его словам, наступают тяжелые 90-е годы, и он пропускает учебу. Таким образом, у Сурика имеетя и незаконченные ветеринарное образование.

Он начинал свой бизнес с 30 коров, постепенно увеличивая их количество. Сегодня в его хозяйстве около 300 коров, из которых 200 дойные, а 100 телят, а также 50 свиней и 500 овец. В этом году кооператив сына, членом которого является и он, по программе Евросоюза ENPARD-2 приобрел из Эстонии 35 коров породы Голштин и Флекфи.

kov alatuman

В день доярки доят 1,5 т молока и сдают предпринимателю соседнего села, который обрабатывает молоко. Коров они доят и в ручную, и автоматически. Мясо продают на месте или же покупателям из других регионов Грузии, которые уже знают Сурика и приходят к нему.

Карапетян считает, что легкой работы нигде нет, просто нужно работать.

«Если не работать, ни один бизнес не выгоден, с пяти утра на ногах, с доярками идем на пастбище, чтобы они доили коров, потом приносим молоко и сдаем. Покупатели рано утром приходят. Семьей работаем. Моя жена и невестка обеспечивают корм скота, они выращивают свеклу для корма, 100 тн в сезон выращивают», – рассказывает фермер.

Карапетян обеспечивает работой 20 человек. Кроме того, по его словам, в зимний сезон он бесплатно сельчан обеспечивает молоком, потому что в этот сезон коровы не доятся, а он умеет регулировать лактационный период коров, и у него в любой сезон есть дойные коровы.

В селе Алатуман сейчас живет чуть больше 100 семей, а когда-то жило 300 семей. Все уехали из-за отсутствия работы. Сурик Карапетян тоже когда-то уехал на заработки в Россию, но потом, как он говорит, передумал и решил создать свое дело здесь и работать.

«Если умеешь работать – везде найдешь работу. Лучше здесь, рядом семей, чем в России», – признается он.

Самым трудным в животноводческом бизнесе Сурик Карпетян считает обеспечение скота кормом. Летом скот увозят на пастбища, где за ним смотрят чабаны.

alatuman

Молодой человека – Арамаис Папикян – работает чабаном и очень доволен своей работой. Он хотел в этом году поехать в Россию, однако пандемия помешала его планам, и он работает чабаном у Сурика Карапетяна.

«Работа чабана не трудная, немного скучная, но я доволен, что есть работа», – говорит Арамаис.

alatuman1

Сурик Карапетян гордится, что он и его кооператив по программе приобрели 35 коров породы Голштин и Флекфи. Когда они их получили, то немного опасались, что новые для Джавахети породы не уживутся, однако коровы привыкли к нашим погодным условиям. В Эстонии они в день давали 50-60 литров молока, здесь – 30-35 литров молока.

ssurik

«Новые породы с трудом адаптировались к нашим климатическим условиям, самое трудное – это корм, мы старались приблизить наш корм к тому, что они ели в Эстонии. Животные адаптацию трудно перенесли, но все уже позади. Как и в любом деле, и здесь есть свои трудности, но они преодолимы. Сейчас 35 коров в день дают столько молока, сколько я получал от 100 коров», – говорит Сурик Карпетян.

Такие люди, как Сурик Карапетян – яркий пример того, что если человек работает и стремится к чему-либо, то он может достичь успеха, не покидая свои родные края. Именно на таких, как он держится жизнь Джавахети.