У «счастливой» грузинской общественности, недавно получившей статус кандидата в члены Евросоюза, появился новый повод для беспокойства, причиной которого стало повторное введение «Закона об иностранном влиянии», вызвавшего недовольство в прошлый, первый раз. JNEWS через экспертов попытался выяснить причины такого шага правящей партии и возможные последствия для страны.

В феврале и марте 2023 года члены парламентского большинства парламента Грузии инициировали и обсудили два законопроекта о прозрачности внешнего влияния, один из которых был принят в первом чтении 7 марта.

Пытаясь вкратце представить, что предусматривает закон, стоит отметить, что по закону все некоммерческие юридические лица, в том числе общественные организации и СМИ, которые получают более 20% своего годового дохода из иностранных источников, должны зарегистрироваться в реестре иностранных агентов. Помимо высокого риска контроля, в случае уклонения от учёта и нарушения предусмотренных проектом требований, проектом предусмотрены жёсткие финансовые санкции.

Законопроект подвергся резкой критике со стороны западных партнеров Грузии как потенциальная угроза грузинской демократии, свободе слова и евроатлантическому будущему Грузии, не заставило себя долго ждать и общественное возмущение. Гражданское общество Грузии и международные партнеры назвали законопроект «Российским законом».

Эту инициативу правительства люди встретили огромной волной протеста, которая впоследствии сопровождалась неповиновением и столкновениями. В итоге, после акций на проспекте Руставели, в ходе которых правительство применило силу для разгона, правящая команда во втором чтении отклонила законопроект, принятый в первом чтении.

Сегодня мы имеем следующую картину: спустя 1 год после отмены закона, 3 апреля 2024 года, лидер парламентского большинства Мамука Мдинарадзе заявил о повторном инициировании этого же законопроекта.

Правящая партия представит на обсуждение парламента «Закон об иностранном влиянии» с тем же текстом и единственным изменением: термин «агент» заменен пояснением «организация, осуществляющая интересы иностранной державы».

Как и поведение правительства, реакция общества сегодня не изменилась: обе стороны обвиняют друг друга в преследовании собственных интересов.

Об этом JNEWS поговорил с Георгием Бадридзе, старшим научным сотрудником Грузинского фонда стратегических и международных исследований (Фонд Рондели), бывшим послом Грузии в Великобритании. Он считает, что возобновление действия этого закона прямо противоречит пути Грузии в Евросоюз.

На наш вопрос, насколько ожидаемо и логично для правящей партии делать подобные заявления после получения статуса кандидата, он ответил:

«Инициирование этого закона будет препятствовать началу переговоров о членстве и может привести к лишению Евросоюзом статуса кандидата. В ответ на заявления и намерения нашего правительства, Европейский Союз, отдельные государства-члены ЕС, представители их парламентов, а также правительство США и генеральный секретарь НАТО также сделали заявления. И в этих заявлениях прямо говорится, что принятие этого закона противоречит возможностям Грузии сблизиться не только с Евросоюзом, но и с НАТО».

Эксперт считает, что логика этого шага в том, что это правительство по сути никогда не хотело сближения с Евросоюзом, которому необходимы демократические реформы, независимый суд, свободные выборы…

ЕС предоставил Грузии статус кандидата, ожидая, что правительство выполнит предварительные условия, но вместо этого правительство инициирует демократически проваленный законопроект.

«Правительство пытается принять закон, поскольку оно рассматривает гражданское общество, неправительственные организации как угрозу своей цели сохранения власти любыми средствами, включая невыполнение обязательств, следовательно, они хотят, чтобы любая критика, исходящая от неправительственных организаций, была пресечена или заклеймена в качестве организации, действующей в интересах другой страны, или иностранных агентов», — комментирует эксперт.

Пожалуй, самым интересным из множества вопросов остается следующий вопрос – что заставляет «Грузинскую мечту» выступать с подобными заявлениями на этом предвыборном этапе, и это в том случае, когда в прошлом году это сопровождалось масштабными акциями протеста и негативным отношением общественности.

Бадридзе отмечает, что сложно сказать, в чем основная причина, однако, по его словам, есть предположение, что именно по настоянию России дискуссии по поводу этого закона возобновились.

Он полагает, что каждый гражданин Грузии, который представляет свое будущее в более безопасной, свободной и процветающей стране, должен бороться с подобными явлениями.