Две недели назад президент Грузии Саломе Зурабишвили помиловала 34 заключенных. Представленный список лиц для помилования засекречен. Но теперь выясняется, что в нем были двое заключенных, отбывавших наказания за убийства с отягчающими обстоятельствами. Один убил 22-летнего полицейского, другой – 18-летнего студента.

История 1: 27 декабря 2014 года в Батуми в ночном клубе «Пегас» 22-летний полицейский Тамаз Мукбакиани был застрелен из своего же табельного оружия. Батумский городской суд признал Рамаза Девадзе в убийстве с отягчающими обстоятельствами и приговорил его к 12 годам заключения.

Изначально Девадзе и его друзья затеяли драку с находившимися в клубе гражданами Азербайджана и Узбекистана. Мукбакиани попробовал их успокоить, но Девадзе с компанией жестоко избили полицейского. После чего Девадзе отнял у полицейского табельное оружие и выстрелом в голову убил на месте.

Спустя пять с половиной лет президент Грузии помиловала убийцу полицейского.

История 2: 27 октября 2004 года примерно в семь часов вечера в центре Тбилиси на проспекте Пекина ударом ножа был убит 18-летний Давид Отхмезури. Лишь спустя 12 лет разыскиваемый за это убийство Аслан Бежанидзе был задержан и осужден. Следствие установило, что причиной конфликта стал мобильный телефон, который Бежанидзе пытался отнять у Отхмезури. Бежанидзе 12 лет скрывался от правосудия. Его удалось арестовать лишь в марте 2016 года. Он был приговорен к шести годам и девяти месяцам заключения.

Через три с половиной года Бежанидзе был помилован президентом Грузии.

Это лишь два резонансных случая помилования, которые стали известны обществу.

«Не скажу почему»

28 августа в День Мариамоба президент помиловала 34 заключенных. Список не разглашался, но известно, что среди помилованных было восемь женщин и один несовершеннолетний.

Но несмотря на секретность эти две истории стали известны медиа. Общественность крайне жестко отреагировала на помилование президентом двух жестоких убийц. При этом к критике Зурабишвили оппозицией подключились и представители властей.

«Думаю, приняты неправильные решения. Нельзя, чтобы президент или кто-либо в таких вопросах действовал исключительно по своему усмотрению», — заявил лидер парламентского большинства Гия Вольский, комментируя произошедшее. «Неприемлемым» назвал этот факт и мэр Тбилиси Каха Каладзе.

Министр внутренних дел Вахтанг Гомелаури использовал те же определения, комментируя факт помилования убийцы полицейского.

Согласно законодательству Грузии президент обладает правом единолично решить вопрос любого заключенного, несмотря на тяжесть совершенного преступления и уже отбытый срок наказания.

При этом президент не обязан объяснять мотивы своего решения.

В общении с журналистами и без того жесткая с ними Саломе Зурабишвили эту часть закона использует часто и «эффективно»:

«Почему я решила помиловать – об этом ничего говорить не буду. Это законное право президента, и любой юрист или не юрист хорошо знает об этом. И именно сейчас надо было поднимать ажиотаж, когда в произошедшем столько позитива», — заявила Зурабишвили журналистам 29 августа.

Но после того, как ее за помилование убийцы полицейского раскритиковали члены парламентского большинства и правительства, президент сменила тон и заявила, что «систему помилования хорошо бы усовершенствовать».

На вопросы журналистов об актах помилования не отвечает и администрация президента.

На веб-странице комиссии по вопросам помилования наиболее свежая информация датируется октябрем 2018 года, когда президентом был Гиоргий Маргвелашвили. [По вопросам помилования и к экс-президенту Гиоргию Маргвелашвили было немало вопросов. Несколько человек, помилованных им, сразу после выхода на свободу вновь совершили тяжкие преступления — JAMnews].

Часть оппозиции считает, что лица, совершившие тяжкие преступления, попали в список для помилования благодаря существованию каких-то коррупционных схем или оказались в поле чьих-то интересов.

Член «Национального движения» Роман Гоциридзе предполагает, что президент при принятии таких скандальных решений могла находиться под влиянием каких-то людей. Депутат считает, что дело нужно расследовать и выяснить, кто именно стоит за каждым из резонансных помилований.

JAMnews