Заснеженные горы, и только выросшая, ярко-зеленая трава, с одной стороны поля покрытые красным ковром мака, с другой – жёлтым ковром первоцвета… В Джавахети сезон цветения, самая красивая пора, однако красота природы, как и разнообразие флоры, фауны и достопримечательностей не привлекают туристов в край, причин для этого много.

Turisti
Пара из Великобритании “открывшая” для себя Джавахети по дороге в Армению

Очень часто на главной улице Ахалкалаки можно увидеть проезжающих в сторону Армении велосипедистов, байкеров и туристов на машинах, та же картина наблюдается и в обратном направлении, в сторону Тбилиси. Однако очень редко туристы задерживаются в Ахалкалаки. Провинциальный, маленький, хоть и не типичный для остальной Грузии город Ахалкалаки и край в целом не привлекателен для туриста из-за границы, не смотря на то, что в Джавахети есть все: и горы для хайкинга (хождения по горам), и быстрые реки для рафтинга и разнообразие птиц для наблюдения (bird watching), и традиционное село для экотуризма, и долгая и суровая зима для зимнего туризма, церкви и святыни для религиозного туризма…

Все признают, потенциал есть, обещают развивать туризм, однако на деле все это богатство не используется ни государством, ни местными властями, ни жителями. Буквально за 43 километра от Ахалкалаки, монастырский комплекс Вардзия – один из самых популярных направлении для туристов. Входит в туристические пути также и крепость Рабат, активизация в туристическом плане города Ахалцихе началось с её реставрации. Есть надежда, что планируемая в ближайшие годы реставрация не менее старой крепости Ахалкалаки даст возможность включить город в туристические пути. На данный момент крепость в упадке, часть используется как пастбище, другая часть как хлев.


Ахалкалакская крепость сегодня

По мнению гида из Тбилиси Михаила Какушадзе, в таких специфических регионах Грузии, как Самцхе-Джавахети и Квемо Картли, где проживают этнические меньшинства, туризм не очень развит. В Самцхе-Джавахети популярен Ахалцихе, где находится крепость Рабат и комплекс Вардзиа в Аспиндзском муниципалитете.

“Это такие маршруты, по которым туристические компании всегда отправляют туристов. Вариант Ахалкалаки не очень популярен, потому что там нет сервиса и инфраструктуры для туризма, как такового, и поэтому туристические агентства не уделяют этому месту большого внимания, и туда иностранные туристы не едят. В Ахалкалаки и по достопримечательностях вокруг максимум ездят местные клубы путешественников, которые существуют в Грузии. Причиной может быть и то, что не видят интерес в развитии на данный момент, целесообразность вложений средств в этот регион. Я думаю, что больше акценты ставятся на другие регионы, другие места. Это связано с тем, что у правительства Грузии другие приоритеты. Например больше денег в туризм вкладывается на побережье Черного моря, хотя в этом плане говорят, что вкладывают, но я результата особо и не замечаю там”,- говорит Михаил Какушадзе.

Первый шаг к привлечению туристов, по его мнению, это хороший PR.

“Не рекламируется этот регион, допустим, как рекламируется Батуми, Сванети. Так люди об этом узнали, им показали красивые места, и они поехали. Если сделать рекламу Джававхети, то люди просто сами начнут туда ездить, местные жители сами начнут развивать туризм. А поскольку людям не дают интереса самим это изменить, они ничего и не делают. Если правительство не хочет само этим заниматься, то просто надо делать PR, и люди уже сами будут и кафе, и сервис и гостиницы построят”, – говорит гид из Тбилиси Михаил Какушадзе

Peizaj
Монастырский комплекс в Пока

Из Джавахети в некоторые туристические пути входят только музей при православной церкви вместе с часовней, где находится точная копия Туринской плащаницы и православный монастырь в селе Пока Ниноцминдского муниципалитета, где готовят и продают сыр и шоколад. Однако основная часть туристов в этом направлении верующие паломники.

Копия Туринской плащаницы в православном монастыре Ахалкалаки

А посмотреть в Джавахети есть ещё много чего: многочисленные и разнообразные церкви, часовни, старинные Евангелие, подземные ходы, крепость Ахалкалаки, Шаори – циклопическая крепость, откуда открывается великолепный вид на озеро Паравани, озеро Сагамо, Национальный парк Джавахети, старинные дома с земляным покрытием “Ода”, мощи святых, языческие святыни и многое другое. Только обо всем этом богатстве мало кто знает, в том числе и местные.

Отсутствие сервиса, инфраструктуры и постоянного транспорта являются основными проблемами на пути развития туризма. Предоставить сервис или развивать гостиничный бизнес в Ахалкалаки на данный момент неприбыльно. Один из первых ресторанов города закрылся, а ресторанно-гостиничный комплекс, открытый 3-4 года назад, на данный момент обдумывает варианты, как использовать территорию ресторана, так как он не оправдывает. Одна из первых гостиниц города редко видит гостей.

Дарья Холодилина – эксперт по туризму. Она считает, что проблема неинтегрированности региона в недостатке маркетинга. Надо делать регион привлекательным в первую очередь для местных туристов, однако не исключает и то, что местные обратят внимание на Джавахети, если иностранные туристы будут заинтересованы.

”Вообщем нужно больше интереса, потому что просто за церквями люди уже не приедут, нужно что-то, например берд вочинг (наблюдение за птицами, ред.) на Паравани, какие-то продукты делать, придумать какую-то историю. На данный момент здесь не хватает опрятности, негде провести время, мы во второй раз уже здесь едим в одном и том же ресторане, может быть, потому что он самый известный. Проблема в том, что в туризме, если для себя не хочется сделать, это значит, что не хочется делать и для других”, – объясняет она.


Вид на Ахалкалаки сверху

Хотя про развитие туризма в Джавахети многократно говорили и прежние власти и нынешние, в этом направлении не сделано ничего. В отличии от Ахалцихе, откуда транспорт до позднего часа каждые полчаса едет в Тбилисии (и не только), добраться в Ахалкалаки из Тбилиси или из другого города очень сложно. Общественный транспорт из столицы добирается сюда три раза в день, как и из Ахалкалаки в обратно, причём последняя маршрутка в 15:00. Во многие села нет транспорта, нет и нормальных дорог. Мало гостиниц, кафе и ресторанов, да и в целом регион замирает с пяти часов вечера.

В ответе на запрос о том, сколько финансов было потрачено на развитие туризма бюджетом Ахалкалакского муниципалитета за последние 5 лет, мэрия Ахалкалаки ответила, что за это время на развитие туризма не было потрачено денег. Хотя туризм является одним из приоритетов развития муниципалитета.

Туризм является и одним из 4 задач, поставленных Группой развития Ахалкалаки (LAG), созданной в рамках программы ENPARD2. Исходя из своей же стратегии, LAG поддерживает развитие всех видов туризма, сферу услуг, также поддерживает проекты меж секторальных туристических предприятий, таких как агротуризм, экотуризм, экстремальный туризм, производства продуктов, связанных с туризмом, аутентичные продукты, восстановление традиций и этнокультурного наследия. Поддерживает и отображение туристических мест, повышения квалификации, стандартов и прибыльности поставщиков туристических услуг, как и реабилитацию и сохранение культурного и исторического наследия. Организацию культурных мероприятий местного искусства и ремесла, таких как выставки, фестивали, ярмарки, конкурсы и т.д. Популяризация услуг на охраняемой территории Джавахети. Развитие территорий, как например мест для туристов и посетителей. Улучшение доступа к информации о туризме, досуге, развлечении и отдыхе.

За два года работы LAG-а профинансированы 17 проектов из них только четыре проекта по туризму.
Они следующие:

• 1. «Информационная база-основа для создания и развития туризма», осуществляет непредпринимательское (некоммерческое) юридическое лицо “Лучшая жизнь”.

• 2.«Строительство коттеджей гостиничного типа для визитеров», что будет делать «Администрация охраняемых территорий Джавахети, Агенства охраняемых территорий».

• 3.«Создание сквера – экологическая зона отдыха населения и туристов». Заявитель Непредпринимательское (некоммерческое) юридическое лицо «Ахалкалакский сервис центр». Маленький сквер будет благоустроен у главной трассы Ахалкалаки (перекресток ул. Свободы и ул. Ереванской).

• 4.«Сохранение культурного наследия (развитие этнокультурного наследия и традиционных ремесел посредством профессионального и неформального образования)». Заявитель- «Ахалкалакский центр образования для взрослых».

Alastan
Дорога в село Аластан

Эстонская общественная организация «Институт Яна Тонсона» совместно с грузинским “Фондом Рондели” делает в Джавахети проект, направленный на развитие туризма. Тот же проект они также осушествляют в Панкиси и в гороной Аджарии. Представитель “Института Яна Тонсона” Андриус Вилем, вспоминая опыт Эстонии в этом направлении, считает, что привлекательность каждого региона зависит от жителей.

”Достопримечательности есть везде, старые церкви, замки какие-то, руины и, чтобы быть привлекательным, надо это как-то организовывать. Эти объекты сами по себе не работают. Необходимо, чтобы с каждым была связана история, легенда. И это могут делать люди, которые в этом регионе живут. Это и есть региональный туризм. Люди стали очень много путешествовать, они хотят найти что-то аутентичное, необычное, самобытный объект или мероприятие. Если это удастся, то по социальным сетям это распространится”.

Андриус считает, что изюминкой Джавахети может быть его географическое расположение. Привлечь туристов в первое время можно фестивалями или другими мероприятиями, благодаря социальным сетям и правильному менеджменту.

“Например Джавахети в этом смысле уникальное место, турист, который будет здесь ночевать, поедет и в Армению и в Турцию. Так что за неделю три страны посетят. В этом смысле туристы, которые приедут сюда, увидят намного больше, чем турист, который в Тбилиси, где красивый старый город посмотрит, сходит в крепость Нарикала, поест хинкали и все. Потенциал, конечно, есть. Туризм развивают сами жители, а инфраструктуру государство. Я приведу пример, лет 15 назад я был в Грузии и в Армении. В Армении было много церквей, но там и языческий храм, который остался у меня в памяти. Показали церкви, которые были самые первые в мире, но языческий храм, который был до церквей, было нечто. Людям нравятся особенные вещи. Деньги идут туда, где их можно быстро заработать, где большой рынок”, – говорит он.

Как говорят наши эксперты, государству остаётся построить дороги и поставить транспорт, людям надо будет подумать и оформить уже существующие и постоянно передающиеся истории и легенды, людям у кого деньги водятся подумать о сервисе, или о развитии существующего, а организациям подумать и придумать пути PR-а. Но, всё это надо делать сообща.

Кристина Марабян