Об отношениях между ГПЦ и ААЦ, об имущественных претензиях о религиозных конфликтах и о многом другом Jnews.ge побеседовал с специалистом канонического права, теологом Ладо Нарсия.

Можно ли считать Конкордат, заключённый между государством и Православной церквью, дискриминирующим другие религии страны?

– В первую очередь хочу сказать, что в 2014 году принят закон, который обеспечивает свободу всем религиям. И это очень важное продвижение со стороны грузинского государства. Что касается заключенного конституционного соглашения, так называемого конкордата 2002 года должен отметить, что такая практика есть во многих европейских странах. Например, как пример может считаться Великобритания, которая приняла англиканскую церковь, очень богатую особенно историей. Поэтому эта церковь так уникальна. Однако это не повод дискриминации других церквей. Поэтому мы должны принять европейскую практику. И принятый в 2014 году закон о дискриминации дает возможность каждой церкви, которая действует в нашей стране, и традиционные и не традиционные религии, – все равны перед законом.

– Больше всего имущественных претензии между ГПЦ к ААЦ, почему это так?

– Это очень проблематичный вопрос касательно недвижимого имущества ААЦ, и этот вопрос очень долго стоит перед нашим государством. И я как гражданин Грузии имею огромное желание урегулировать этот вопрос. Это не очень сложный вопрос и этот вопрос можно решить, так как мы живем в цивилизованной стране. Для этого надо создавать комиссии, которые должны установить какие именно здания принадлежат ААЦ. И ничего не должно повлиять на справедливое решение вопроса со стороны государства. Это скорее всего дилемма для грузинского государства. И у меня есть надежда, что грузинское государство серьезно отнесется к этому вопросу и примет решение.

Какое решение может быть в этом случае, как вы считаете?

Самое лучшее решение – это создать комиссию, где историки и разные ученые в разных сферах установят принадлежность этих церквей ААЦ и здания, которые принадлежат армянской культуре. Именно отсюда должен быть решен этот вопрос и после того, как официально подтвердится вопрос принадлежности будет юридическое признание и передача хозяину.

– Многие спорные церкви разрушаются, не дожидаясь решения вопроса…

Конечно государство ответственно, есть многие церкви, которые находятся в ужасном состоянии, которые представляют собой культурную ценность. По этому государство должно нести ответственность, чтобы церкви не разрушались. Первично сохранение этих ценностей, а не решение принадлежности.

Насколько реалистично возникновение конфликтов на основе религии между представителями разных религиозных конфессии?

Я думаю, что конфликты на почве религии в Грузии серьезно не происходили и не произойдут. Этот вопрос никогда не будет основанием беспокойства для других стран. И государство должно способствовать диалогу между религиями и возникновению хороших отношении между религиями. Самое важное то, чтобы правильные действия происходили для того, чтобы было знание про разные религии у представителей разных религии.

– Почему в Грузии, несмотря на наличие многих конфессий, мало неправительственных организации, работающих на тему религий?

– Есть неправительственные организации, которые мало или много интересуются этими вопросами, но сама тема очень специфична. И для того, чтобы заниматься этим вопросом должны быть знания, которых нет у неправительственных организации. Однако я считаю, что нпо не активны в этом вопросе. В любом случае главным ответственным в этом вопросе считается государство и единственным ответчиком в религиозных вопросах считается государство.

Кристина Марабян