Как в Грузии, так и в США предстоят выборы. В Грузии выборы в законодательный орган страны, а в США в конгресс, а также выборы президента. О том, что можно ожидать после выборов, учитывая похолодевшие отношения между Грузией и США, многочисленные негативные заявления со стороны правительства Грузии, и резкую реакцию США на принятие так называемого “русского закона”, Jnews поговорил с ассоциированным профессором Университета Европы Георгием Мчедлишвили.

По мнению политологов, изменение политики США по отношению к Грузии может произойти в случае смены власти в США, на это надеются в правительстве страны, с учетом того, что за последнее время отношения между стратегическими партнерами изменились в негативную сторону.

“Это холодок (ред. – в отношениях Грузии и США) ничего хорошего нам не сулит в первую очередь. Конечно, это не очень хорошо и для США, потому что Грузия была trusted friend (доверительным другом), которому они очень доверяли. Этот холодок не очень хорош для нас, к сожалению, наш северный сосед Россия все это видит с нулевой суммой, естественно, Россия попытается этим вакуумом воспользоваться. Может опосредовано – через Китай, я думаю, это сейчас и происходит. Я считаю, что будущее политической Грузии в тесных отношениях с западными странами. И опять же не все утверждения некоторых европарламентариев или представителей США могут быть до конца справедливы, но с ними должны разговаривать, вести диалог. Становиться в позу обиженного – это совершенно незрелая политика”, – говорит Георгий Мчедлишвили.

Однако по его мнению, во внешней политике, вопреки ожиданиям, не стоит ждать кардинальных изменений, учитывая “поведение” правящей партии Грузии.

“Что касается внешней политики, то она характеризуется преемственностью. Очень серьезной, значительной степени преемственностью. Большой корабль, который может менять курс, но главного направления, главного курса он не меняет. Может немножко корректировать на несколько градусов туда-сюда. Поэтому сейчас слышны утверждения, причем очень такие однозначные со стороны правящей партии (Грузии – ред.), что они поддерживают Трапма и не поддерживают демократов, я думаю, что это очень незрелая политика со стороны лидеров такого небольшого государства, как Грузия, которая не должна явно делать ставки в этом отношении”.

Но даже в случае смены власти в США, по мнению эксперта, резкого изменения отношения к Грузии вряд ли следует ожидать.

“Если во внутренних вопросах, таких, как аборты, меньшинства, экономика, налоги – тут очень большая разница, сильные споры между демократами и республиканцами, то с точки зрения поддержки демократии или страны, которая хочет стать демократической или которая отклоняется от демократического пути развития, тут приблизительно одинаковая политика. Поэтому напрасно тешат себя надеждой некоторые представители власти, что если придет Трамп, критика прекратится. Нет, она не прекратится”.

Закон “О прозрачности иностранного влияния” стал поводом для явного ухудшения отношений, однако и до этого “у США были вопросы к Грузии”.

“Конечно, этот закон подлил масла в огонь. Но и до этого у США были вопросы по поводу уровня поддержки Украины со стороны Грузии после агрессии России. Где-то с 2015-го по 2020-ый годы уровень демократии со скрипом, но поднимался, потом мы наблюдаем стагнацию. То, что экономические связи между Грузией и Россией растут – это для Грузии чисто геополитически опасно, естественно, США не могут этого не замечать. Я совершенно не против торговли, но торговать с Россией и Китаем? В этом ничего плохого нет, но с учетом того, как в РФ воспринимают Грузию, естественно, слишком большая зависимость – это чревато. Тем более, Грузия с этим уже сталкивалась, и наше вино и сельхоз продукты блокировали, накладывали эмбарго”, – говорит профессор Мчедлидзе.