Об отношениях России и Грузии, о визовом режиме с Россией и о многом другом Jnews.ge побеседовал с экспертом “Фонда Рондели” политологом по вопросам России, Гиоргием Биланишвили.

– Как можно описать российско-грузинские отношения на данный момент?

После выборов в Грузии новое правительство в 2012 году, которое проводит совсем новую политику по отношению к России. У нас действительно есть прогресс в экономическом плане, экономические отношения между Россией и Грузией действительно улучшились. Но, что касается политического аспекта, к сожалению это все еще остается весьма проблематичным. К сожалению продолжается оккупация 20% грузинских территории, Абхазии и Южной Осетии. Часто случаются действия, которые наносят ущерб стабильности в Грузии, как например убийство в Цхинвали Татунашвили или задержание граждан Грузии. Я бы охарактеризовал отношения так, есть какой-то прогресс в экономических отношениях и к сожалению регресс в политических.

– О каком экономическом прогрессе идет речь?

После 2012 года открылся российский рынок для грузинских продуктов. Основной прогресс наблюдается в туристическом направлении. То есть увеличилось количество туристов из России. Современный мир находится в переходном периоде от однополярной до многополярной. В этой многополярной системе Россия видит себя, как одного из сверхдержав. Чтобы стать этой сверхдержавой, она нуждается в полном контроле, за исключением Балтийских стран, над постсоветскими странами. В этом и суть всей российской политики.

Говоря о постсоветском пространстве. Недавно в Армении произошел политический переворот. Лидер Пашинян известен своей прозападной направленностью. Изменится ли что-нибудь во внешней политике Армении?

Это очень сложный вопрос. Осуществлять внешнюю политику в таком специфическом регионе, в котором находятся Армения и Грузия, очень сложно. Влияние России огромное. Рычаги, которые использует Россия, как например Нагорный Карабах, поддержка России очень существенна для Армении и еще присутствие российского капитала очень существенно в Армении. Наверняка премьер-министр Армении попытается изменить в лучшую строну ключевые моменты внутренней политики потом можно будет какие-то ожидания иметь по поводу внешней политики. Однако думаю, что то, что произошло в Армении позитивный момент как для Армении, так и для всего региона.

– Многие выражают мнение, что формат Абашидзе-Карасин не оправдывает себя…

По моему мнению, хотя Россия имеет неприемлемые интересы по отношению к Грузии. Несмотря на оккупацию территории. Несмотря на то, что Россия старается осуществить контроль над всей территорией Грузии и в негативном плане влиять на Грузию, все же, такой формат нужен между соседними странами, всегда бывают темы, которые необходимо обсуждать. Если не придти к какому либо-решению, хотя бы пытаться найти пути решения. Результат зависит от того, что мы ожидаем от этого формата. Собственно у меня не было высоких ожидании, да в экономическом плане, а политические отношения улучшить очень трудно, причина в том, что Грузия имеет прозападное направление, а России это направление не нравится.

– Иногда становится актуальным вопрос возможной отмены визового режима со стороны России, насколько это реально?

Вопрос с визами все же обсуждается в формате Абашидзе-Карасин. Россия связывает это с тем, что между странами нет дипломатических отношении. И связать с этим вопрос виз, считаю не оправданным. Потому что со стороны Грузии визового режима нет. Россия это рассматривает в политическом плане, что не зависит от прогресса или регресса между двумя странами. Это политическое решение, которое может сделать Москва в любой момент. Это решение всецело зависит от России. Грузия только будет приветствовать такое решение.

Кристина Марабян