С чем связано укрепление лари, почему падает курс доллара, евро и рубля, как это влияет на экономику Грузии и на экспорт – об этом и о многом другом Jnews побеседовал c профессором, экспертом по экономическим вопросам Владимиром Папава.

– Лари уже значительно долго стабилен, с чем это связано?

– В настоящее время лари – стабильная валюта, потому что в Грузии идет положительный процесс роста экспорта, поэтому приток валюты нормален, и этим объясняется прежде всего стабильность обменного курса лари по отношению к доллару. Надо учесть и рост прямых иностранных инвестиций.

Падение доллара и евро связано с укреплением лари, или есть и другие внешние факторы?

– Что касается проблем, связанных с долларом и евро, это прежде всего связано с тем, что происходит в эмитентах этих валют [эмитент – выпускающее данную валюту государство], то есть доллары – это США, а что касается евро – это Евросоюз. Во-первых, к сожалению, государственный долг США каждый год растет и принимает катастрофическое значение, поэтому проблема сейчас реальна с обменным курсом доллара. Что касается других факторов, это вовлеченность США и Евросоюза в санкциях против России. Как противовес Россия начала движение стран, создающих БРИКС (BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) — межгосударственное объединение, союз пяти государств, и их формат увеличился до новых членов,  и они всячески стараются сократить свои резервы иностранной валюты и использовать в торговых отношениях свои национальные валюты, и, конечно же, приоритет дают китайскому юаню. Заменить доллар китайским юанем в ближайшем обозримом будущем не можем, хотя проблема с масштабами обращения доллара в международных экономических отношениях определенное влияние все-таки будет иметь.

Как укрепление лари влияет на экспорт?

– Лари не настолько укрепился, чтобы это отрицательно сказалось на экспорте. Лари сохраняет стабильность, и доллар в настоящее время не укрепляется.

В правительстве говорят об экономическом росте, связано ли это с укреплением лари?

– Стабильность лари обеспечивает то, что бизнес чувствует себя стабильно. Что касается роста экономики, это исходит из того, Грузия всячески старалась не быть вовлеченной в военные действия, которые Россия ведет в Украине. Грузия исключила возможность открытия второго фронта. Грузия старается не иметь экономические отношения с Россией, при этом Грузия полностью поддерживает во всех международных форумах Украинское правительство и саму страну Украину и, самое главное, Грузия полностью соблюдает санкции, хотя сама к санкциям не присоединилась, не имеет ни одного официального факта о нарушении санкций, поэтому когда такая стабильная ситуация, это помогает бизнесу развиваться. Экономика Грузии в настоящее время имеет положительную тенденцию и рост.

Падение российского рубля – с чем это связано?

– Падение рубля – это исключительно российская проблема, рубль падал и продолжает падать, потому что Россия находится под санкциями. У России есть соответствующие проблемы получения иностранных валют. Я бы добавил потолок верхней цены на нефть, когда установят потолок верхней цены, то Россия потеряет нефтяные доходы. Терять нефтяные доходы означает, что не увеличивается объем экспорта. С другой стороны, Россия торгует с Индией и расплачивается Россия в рупиях. Они покупают российскую нефть на индийскую валюту, что это означает? Россия получает большое количество рупий, и они используют это для того, чтобы закупать индийские товары. Экспорт из России в Индию значительно превышает импорта из Индии и Россию. Поэтому рупий остается в российских банках без использования, поэтому российский рубль и дальше будет применяться по всей Индии.

Несколько лет назад зарплата членов неправительственных организаций, чьи доходы зависели от иностранной валюты, а также доходы от заработков за границей были выше, чем доходы государственных служащих, теперь наоборот. Была ли это целенаправленная политика?

– Это объективная реальность, потому что оплата труда в Грузии происходит в национальной валюте. Национальная валюта – это лари, поэтому неправительственные организации, которые получали грант, конечно, сейчас получают меньше, а правительственные организации, которые с самого начала получали лари, получают то же самое, хотя в долларах получается больше. Это объективный процесс, нет никакого вмешательства со стороны государства.