После развала Советского союза в Грузии делаются попытки по обеспечению надлежащего медицинского обслуживания для всех жителей страны. Но, если в больших городах это получилось в большей степени, в муниципальных центрах в какой-то степени, то в сёлах пока не получается, сельский житель получает медобслуживание с большим трудом. И в сёлах Ахалкалаки всё ещё остаётся угроза не доехать до больницы живым, или родить по дороге.

samsar-1 Село Маленький Самсар, находится в 30 км от Ахалкалаки

В ночь с 20 на 21 марта 2022 года в отдаленном селе Ахалкалакского муниципалитета Малый Самсар из-за сильного снегопада и ветра закрылись все дороги. В этот же день начались роды у жительницы этого села, доставить женщину в больницу на обыкновенном легковом автомобиле было невозможно. Во время первого вызова машина скорой помощи и команда спасателей, проехав несколько километров от Ахалкалаки в сторону села, не смогли продолжить путь и вернулась обратно. Уже со второй попытки скорая ожидала беременную у ущелья, а жители села лопатами чистя дорогу перед трактором, довезли женщину до скорой с большим трудом.

2222
21 марта 2022 года, из Малого Самсара вывозят роженицу в условиях снежной бури

В селе Малый Самсар нет врача, который мог бы оказать первую помощь, а медсестра из соседнего села Большой Самсар не смогла добраться до места из-за метели.

Такие ситуации в Джавахети не остались в прошлом. Зима в этих местах суровая. Иногда, выпавший обильный снег и сильный ветер выносят на поверхность проблемы, к которым местные привыкли и в обыкновенных условиях знают как их преодолевать.

Система медицинского обслуживания в Грузии предполагает, что каждый житель должен быть обеспечен участковым врачом, который, если сам не может вылечить, то даёт направление. Однако редко бывает так, чтобы житель села на месте получал направление от своего сельского врача и знал куда дальше идти.

В Ахалкалакском муниципалитете 64 села, амбулатории есть в 16 из них. Только 5 из 16 находятся в более или менее нормальном состоянии, но и в этих 5 амбулаториях нет отопления, что делает невозможным их использование в зимнее время.

В муниципалитете работают 23 сельских врача, 44 медсестры. Зарплата медсестры составляет 750 лари. Одна медсестра часто обслуживает 2-3 села.

Учитывая количество медпунктов и медсестер, становится понятно, что рабочими местами не все из них обеспечены, для многих рабочее место свой дом. Кроме этого проблемой для медсестёр является и передвижение из села в село.

В практике почти каждой медсестры в селах Ахалкалакского муниципалитета было, когда они застревали по дороге из-за снега. Мане Саруханян работает медсестрой в сёлах Аластан и Гокио. Она сама из Аластана. Раньше она обслуживала и Вареван, но там назначили новую медсестру.

“В этой стороне часто бывает, что много снега выпадает, дороги закрываются. Когда есть необходимость в медсестре, люди на своих нивах, тракторах, на чём могут приезжают за мной. Как-нибудь создают возможность добраться до Гокио. Очень часто бывало, что в бурю я оставалась на дороге. Амбулатории в Гокио нет, а в Аластане в хорошем состоянии”, – говорит Мане Саруханян, добавляя, что из-за того, что нет амбулатории в Гокио приходится ходить по домам, поэтому прививки она планирует летом, так как тогда легче это сделать.

Центр Общественного Здравоохранения (ЦОЗ) Ахалкалаки осуществляет контроль над амбулаториями до того, как их передадут Медицинскому холдингу Грузии. По словам директора этого Центра, отсутствие амбулатории усложняет как работу медсестер, так и участковых врачей. В обязанности врачей входит консультировать жителей своего участка и писать направления в другие медицинские учреждения при необходимости. Однако  такого уровня работу организовать в сельской местности нереально, учитывая то, что сел  64, а участковых врачей 23, которые, в основном, еще и работают в Ахалкалакском госпитале и физически все время находиться в селе не могут.

“Что построили, передали холдингу. Есть места,  где совсем нет амбулатории. Участковые врачи обязательно должны быть во время прививок на месте, но врачи говорят, что им негде это все делать. И вправду негде. Мы каждый месяц едем на мониторинг в села.  Мы вынуждены всем составом находиться в домах медсестер.  Так как должны проверять документы. Этот процесс занимает много времени и в общем очень неудобная ситуация, но что  делать. У нас и так мало врачей, ездят в села от прививки к прививке, раз или два в неделю, кого успевают – осматривают”, – рассказывает директор ЦОЗ Сирануш Тонаканян.

Дизайн без названия - 1Дети села Маджадиа

Село Маджадиа находится близко к городу, в 9 километрах. Но дорога села зимой часто труднопроходима. После смерти участкового врача села от коронавируса в 2020 году, в селе 2 года не было врача, назначили недавно.

Дизайн без названия - 1В части этого домика располагается сельская амбулатория Маджадиа

“Финский”, деревянный домик. Из окна вытянулась жестяная труба от печки. В домике 3 комнаты, одна используется под амбулаторию. В другой комнате, пол которой забетонирован, жили люди, которым, по словам местных, деваться было некуда. Сейчас пустует весь домик.

Амбулатория во время нашего визита была закрыта. Из окна видна кушетка и стол, на котором какие-то медикаменты.

Дизайн без названия - 1Медсестра аппаратуру держит дома, так как дорогостоящее оборудование в  таких условиях оставлять нельзя

Двери закрыты на замок, по словам  жителей села Маджадиа, в этом помещении долго находиться невозможно, дует со всех щелей. И даже несмотря на то, что здесь обычно  проводят прививки, в зимнее время стараются эту амбулаторию не часто использовать, а когда необходимо, то печку сильно топят, чтобы “не дай Бог дети, которых должны привить, не заболели”.

Мы завели разговор об амбулатории и медицинском обслуживании в селе с двумя женщинами, которые не пожелали назваться

– Дом медсестры в начале села. Конечно же, здесь люди живут, как такое может быть, чтобы люди жили и не нуждались в медицинской помощи. Тут только название амбулатория – это домик. Раньше и этого не было, у многих детей прививок не было, сейчас хоть и в этих условиях, но делают – говорит жительница села.

– А у нас медпункт – несуразное что-то. Заранее топят печку, чтобы, вдруг дети не заболели, со всех щелей дует. Раньше вообще не было, теперь хоть в селе можно детям прививки делать, позавчера (ред. в конце января 2023 года) делали прививку детям. 

 

Ginekolog i kardiologВрачи Красного креста осматривают пациентов в Картикаме, 30 октября 2022 года

В селе Картикам, как и в нескольких других селах, в прошлом году Красный Крест инициировал обследование пациентов специалистами из Тбилиси, врачи были недовольны состоянием амбулатории, в Картикаме им пришлось делать обследование в теплых куртках, так как в здании было холодно, несмотря на электрические обогреватели, которые включили местные жители.

Подобная ситуация была во время “Марафона вакцинации” против COVID-19, когда специальные мобильные бригады медиков объезжали сёла, пропагандируя вакцинацию, и прививали всех желающих на месте, то есть в медпунктах сел. В селе Дилиска из-за ужасных условии, никто не был привит, данный факт озвучил тогдашний, теперь уже бывший, руководитель Национального центра по контролю заболеваний (NCDC) Амиран Гамкрелидзе.

В 2019 году Правительство Грузии инициировало специальную программу, в рамках которой в регионах построили амбулатории и центры неотложной скорой помощи. В Ахалкалакском муниципалитете на строительство 4 амбулаторий и ремонт 6 было потрачено 610 000 лари. Среди построенных амбулатория села Картикам, в котором обследовали пациентов в куртках, а среди отремонтированных например амбулатория села Аластан, которая в зимнее время используется только при строгой необходимости. Остальные 6 амбулатории, которые имеются в муниципалитете в основном в плохом состоянии и не используются.

erenya med punkt Амбулатория села Мерениа

Во время правления Саакашвили в Грузии велась политика приватизации государственного имущества за символический 1 лари с условием инвестирования в конкретную сферу деятельности. В 2010-2011 годах эта политика применялась к государственным больницам и медучреждениям. Некоторые приватизировались за символическую сумму, за некоторые платили значительные деньги. Однако этот процесс тогда так и не дошёл до сельского медпункта. Теперь очередь дошла и до него. Амбулатории передаются “Медицинскому холдингу Грузии” подотчетному Министерству по делам беженцев с оккупированных территорий, труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии. В сёлах, где нет амбулаторий, передают земельные участки, на которых должны будут построить медпункты.

Однако, как именно холдинг будет руководить этими амбулаториями, в какие сроки данные медпункты будут переданы им, какую кадровую политику они собираются вести, а также много других вопросов остается в неведении. На наши вопросы Медицинский Холдинг Грузии еще не ответил. Однако в уставе организации, в разделе “Работа холднинга” отмечается:

“Организация, как медицинское учреждение, уполномочена осуществлять деятельность по следующим направлениям. Медицинская деятельность: оказание экстренной и плановой помощи населению в рамках закона, предоставленного действующим законодательством. Научно-исследовательскую деятельность. Медицинское образование (додипломное, последипломное и непрерывное повышение квалификации). Фармацевтическая деятельность”,- говорится в уставе.

Вроде бы есть возможность получить медицинскую помощь, сначала от Скорой помощи, потом в Реферальном госпитале Ахалкалаки, а при необходимости и в разных клиниках Грузии, однако, как показывает практика, не маловажным остается тот факт, что и в сельской местности должно быть доступно первичное медицинское обслуживание.