Производства в Ахалкалаки почти нет, сфера услуг “хромает”, торговля вроде идёт, без этого никак, но и в этой сфере бизнес “страдает”. JNEWS решил разобраться, в чём проблема, почему у существующего бизнеса постоянно возникают проблемы, а за потенциальный бизнес берутся неохотно, несмотря на то, что есть поддерживающие гранты.
В 2021 году в Джавахети штрафом обложили 11 бизнес-операторов. Размеры штрафов были от 100 до 1000 лари. Случаи массовых штрафов также происходили и до этого, например, в 2014 году 24 бизнесмена встречались с представителями Налоговой службы, обращались к местным властям по причине огромных штрафов, суммы которых начинались от 500 и доходили до 1 000 000 и больше лари.
Экономика Джавахети зависит от финансовых поступлений из-за границы, в частности, из России, куда ездят на выездные работы многие жители Джавахети. Бытует мнение, что без этих денег регион существовать не может. Бизнес на месте развит слабо, не делаются инвестиции. Попытки развивать производство были в недавнем прошлом, например, был дан старт швейной фабрике в Ниноцминде, которая после недолгого периода деятельности просто закрылась, еще один подобный опыт был в Ахалкалаки – производство пива, которое не смогли развить и оно в итоге обанкротилось. Однако есть и успешные случаи, которые, в основном, связаны с торговлей.
Рузан Кошаташян – специалист по развитию бизнеса и финансов. По ее мнению, самой большой проблемой, с которой сталкивается бизнес в Ахалкалаки, является отсутствие человеческого ресурса, людей, которые прикладывают умственный потенциал.
“В бизнесе нужен средний, высший уровень менеджмента, которые должны работать с бумагами, с документацией, с расчетами. Бизнесменам нужны хорошие специалисты, чтобы их бизнес процветал. Что касается работы, если ты знаешь правильное направление, все лазейки, тогда тебе намного легче. А в плане налоговой системы, я придерживаюсь мнения, что знания – это сила. Что это означает, если у тебя есть специалист, который показывает тебе правильное направление, если есть хороший консультант, умный юрист и т.д., конечно, дело облегчится. А если самостоятельно, то трудно. Честно, трудно. Потому что каждый день что-то меняется, появляются какие-то нюансы в законодательстве, появляются какие-то новшества”,- говорит она.
Рузан считает, что бизнес могут оштрафовать, если не соблюдаются законы. По большей части, по её мнению, законы нарушаются непреднамеренно.
“Нарушения делаются, в основном, по причине того, что конкретная информация до них не доходит, или доходит, но не правильно. Очень мало людей нарушают закон целенаправленно, осознанно. Если бизнес имеет неправильную структуру, неправильно ведет учет, некие себестоимости, некие наценки… Когда это все неправильно ведется, а потом приходит налоговая, считает по своим методам, получается так, что не совпадает. Человек, который ведет бизнес, страдает. На сегодняшний день Налоговая служба требует, чтобы делали определенным способом, поэтому если ты делаешь подсчеты своими способами, обычно страдаешь ты”,- говорит она.
По мнению экономиста Рипсиме Ованоглян, есть много факторов, которые сильно влияют на развитие бизнеса Ахалкалаки. И один из них – незнание государственного языка.
“Каждая информация, каждое изменение на электронном сервисе RS.ge приходит в виде письма, многие просто открывают эти письма и не читают, несмотря на то, что написано “обязательно к чтению”. И, естественно, не узнают. Приведу пример, регистрация работников, “реестр наемных работников”, пришло письмо, и очень многие не обратили на это внимания. До сих пор приходят люди и говорят, что не знали, что надо регистрировать работников. Это исходит из проблемы незнания государственного языка”, – говорит она.
По мнению Рипсиме, незнание государственного языка также является помехой для саморазвития бизнесменов, представляющих национальные меньшинства.
“В Тбилиси часто проходят тренинги для бизнесменов, во время которых их подготавливают, дают советы. Кроме этого у нас нет лицензированных аудиторов – это тоже большой минус. Сложно находить квалифицированных бухгалтеров. У меня есть дела, связанные с малым бизнесом, но малый бизнес так ведётся, что не надо быть бухгалтером, чтобы эти декларации заполнять. Просто надо читать на грузинском. Но так как у нас есть проблема незнания языка, поэтому – это делают бухгалтеры”,- объясняет она.
Какими налогами облагается бизнес, и как этого не бояться
В Грузии проводятся программы поддержки бизнеса, выдаются гранты на бизнес, как государством, так и международными организациями. Однако как видно, в Ахалкалаки немногие могут пользоваться данными возможностями, опять выбирая в качестве заработка налаженный путь в “хопан” (заработки за границей).