Обесцененный труд джавахцев


Как повлияло падение курса рубля на джавахцев, или – кредиты, снятые для новогодних праздников, сбережения, потраченные не по назначению и запоздавшие, но сыгранные свадьбы.

Для многих джавахцев сегодня основной источник дохода на жизнь это выездные работы, в частности в Россию. Они вынуждены уезжать, так как в большинстве из сёл Джавахети у людей нет возможности работать и зарабатывать на жизнь. Большинство трудоспособного мужского населения Джавахети большую часть года – 8-9 месяцев проводит на выездных работах, вдалеке от семьи. В ноябре и декабре эти люди возвращаются домой, чтобы справить Новый год, чтобы жениться или просто пожить со своей семьёй полноценной жизнью.

Но 2014-ый год для этих людей сделал неприятный сюрприз. Как раз в конце года, когда люди вернулись из России с заработанными рублями, рубль стал обесцениваться. И труд людей, на протяжении многих месяцев копивших деньги, тоже обесценился. До резкого обесценения рубля, в Грузии 1 лари стоил в среднем 20 рублей. Резкий спад курса на рубль в Грузии наблюдался после 6-го ноября, когда за один лари давали 26-27 рублей. Несколько дней курс держался приблизительно на том же уровне, но 12 декабря рубль ещё больше обесценился в Грузии, уже 1 лари стоил 30 рублей, в середине января 2015-го года 1 лари стоил около 34 рублей. В январе средняя цена за 1 лари составила 33 рубля.

Тогда люди, которые возвращались с выездных работ, оказались в сложной ситуации. Те, которые хорошо заработали в России не хотели терять рубль, почти за бесценок. А те, которые вернулись с маленькой суммой, думали как потратить, чтобы хватило и на новогодние праздники, и на потом.

Всё же люди нашли какие-то выходы из ситуации. Арутюн Баграмян признаётся, что заработал в России довольно таки неплохо. Но на эту сумму, по сегодняшней стоимостью мало чего можно было сделать, поэтому Баграмян поступил следующим образом.

-«Вынужденно я снял из банка все сбережения, которые понемногу копил на протяжении многих лет. Сейчас мы тратим эти деньги, пока что-то не поменяется, если конечно поменяется», – говорит он.

А Элмис Паронян нашёл другой выход, так как надо было справлять новогодние праздники, и надо было что-то делать.

-«Так как российский рубль не стоил ничего, вынужденно снял кредит из банка. Теперь жду, чтобы цена на рубль немного поднялась, чтобы поменять рубли на лари, пойти покрыть кредит», – говорит Элмис Паронян.

Обесценение рубля заставило джавахцев не только брать кредиты и не по назначению тратить сбережения, но и просто с нетерпением ждать.

Карен вернулся из России в конце 2014-го года, женился, и должен был сыграть свадьбу, но вынужденно ждал.

-«Сумма, которую я заработал, прежней стоимостью хватила бы на то, чтобы справить желанную свадьбу. Но сегодняшней стоимостью рубля ничего невозможно было сделать. Я ждал, пока немного поднимется цена, но бессмысленно», – рассказывает Карен.

Карен всё таки справил свадьбу, подумав, что чем дальше, тем хуже будет и может потом вообще не сможет. В конце нашего разговора Карен добавил.

-«Невозможно представить армянина без свадьбы, правда было не роскошно, но и рубль нам не смог помешать».

Анушик Стамболцян