Омбудсмен требует признать неконституционной процедуру утверждения кандидатов в Верховный суд Грузии.

Сегодня Народный защитник Нино Ломджария провела брифинг, на котором заявила, что процедура отбора кандидатов в судьи в Высшем совете юстиции нарушает статьи конституции, гарантирующие право занимать государственные должности (статья конституции 25-1), право на доступность справедливого суда (первое предложение статьи 31-1 конституции) и принцип обеспечения независимого и беспристрастного суда (статья конституции 31-1).

По словам Ломджария, конституционный иск основан на рекомендациях Венецианской комиссии и ОБСЕ.

«Проблематичными были два вопроса, в первую очередь это то, что решения об отборе судей принимаются скрытно и необоснованно. Второй — отсутствие возможности их обжаловать. Мы считаем, что процедура отбора не исключает риск произвола. Согласно оспариваемой норме, тайное голосование не обязывает Верховный совет юстиции аргументировать свое решение», — сказал омбудсмен.

При этом Ломджария подчеркнула, что даже если Конституционный суд приостановит оспариваемые нормы, это не остановит происходящий в парламенте процесс утверждения судей в парламенте. По ее словам, эти изменения могут повлиять только на утверждение судей в будущем.

В парламенте Грузии завершился процесс избрания пожизненных судей в Верховный суд. Высший совет юстиции представил в парламент список из 20 человек 4 сентября. Большинство из 20 отобранных судей имеют многолетний судебный опыт, двое — прокуроры, а один — независимый инспектор Высшего совета юстиции.

Предметом споров и критики оппозиции и неправительственных организаций стали пятеро судей, представленных в парламент еще в декабре 2018 года, среди которых Георгий Микаутадзе, Нино Кадагидзе, Паата Силагадзе, Мераб Габинашвили, Тамар Алания. Этих кандидатов называют «членами клана Мурусидзе-Чинчаладзе» — это судьи, не раз подвергавшиеся жесткой критике за чрезмерную лояльность к властям начиная с правительства третьего президента Михаила Саакашвили.