Исследование фонда Евразии выявило, что безопасность пищевых продуктов в Грузии – сфера мало изученная и не подконтрольная.

После подписания ассоциированного соглашения с Евросоюзом Грузия должна уделить больше внимания политике продуктовой безопасности страны. Однако после распада СССР Грузии было не до продуктовой политики. Исчезли лаборатории, мало кому интересно было, что мы едим и откуда, и надо ли это есть вообще.

В Ахалкалаки часто на прилавках магазинов можно встретить просроченную продукцию. Было и такое, что покупатели дешево купили Российский шоколад, однако шоколад был настолько просрочен, что в нем нашли приют черви.

Да, мы – покупатели не требовательны. Сколько из нас покупают продукты, даже не взглянув на упаковку продуктов или же на срок годности, и даже в некоторых случаях покупаем молочные продукты, которые продаются на улице под палящим солнцем и в пыльной среде, из-за отсутствия сельскохозяйственного рынка. Покупатель в Грузии менее требователен, с этим возможно и связано то, что государство уделяет мизерное внимание на продуктовую политику страны.

Возвращаясь к исследованию фонда Евразии, которое было проведено в 4-х больших городах Грузии: в Тбилиси, в Кутаиси, в Батуми и в Гори.
В отчете описана безопасность пищевых продуктов в широком смысле слова, включая ветеринарию, защиту растении, фальсификацию пищевых продуктов и введение в заблуждение потребителей различными способами. Также все основные учреждения, вовлеченные в государственное регулирование безопасности пищевых продуктов.

2

Начнем с положительных достижении. Исследование выявило, что основным достижением является усовершенствование законодательства регулирующего безопасность пищевых продуктов, также были разработаны долгосрочные программы сближения с законодательством Евросоюза. За последние 2 года масштабы контроля Национального Агентства Продовольствия увеличились, и расширились возможности государственных учреждений. Однако не существует соответствующего механизма оценки рисков, касающихся безопасности пищевых продуктов, а служба оценки рисков была создана в конце 2014 года.

Не идентифицированы подконтрольные объекты – это бизнес операторы, скот. А статистика заболеваний, связанных с пищевыми продуктами носит слишком общий характер. Не существует эффективной системы для обнаружения эпидемических очагов во время вспышек инфекции, связанных с пищевыми продуктами.

Вне контроля остался большой сегмент продовольственного рынка. Контроль в основном не распространяется на крестьянские хозяйства.

Также проблемы есть в устарелой нормативной базе и медленно проведенной реформе. Низок и уровень осведомленности потребителей и бизнеса. Наблюдается отсутствие квалифицированных кадров.

Неорганизованная уличная торговля значительно затрудняет меры по безопасности пищевых продуктов и подрывает общественное доверие и поддержку к реформам в этой сфере.

Кристина Марабян