В Джавахети настало время возвращения с заработков. Временно восстанавливается понятие «семья». Каждый год семья проходит стадию перерождения, поскольку ее члены успели немного измениться за столь долгую разлуку, длительностью в 7-10 месяцев.
Счастливые и соскучившиеся улыбки детей, полные слез глаза матерей в ожидании сыновей, стеснительные взгляды жен, – мужчины возвращаются с заработков.
Утром рано соседи бабушки Гаяне собрались за чашечкой кофе. Два дня назад с России вернулся сын бабушки Гаяне. Женщины оживленно обсуждали, чей муж с целины (заработки в России) сколько привез одежды, конфет и, конечно же, денег. Женщины в селе подобным образом отмечают возвращение мужчин с заработков.
В то время как соседки активно обсуждают сколько денег нужно, чтобы переждать зиму и встретить весну, как они говорят, двое внуков бабушки Гаяне сквозь полуоткрытую дверь следят за отцом. Несмотря на то, что Армен (сын бабушки Гаяне) уже два дня как вернулся домой, дети со страхом засыпают и просыпаются, боясь, что отец снова уедет.
5-летний Гор следует за отцом по пятам. На вопрос журналиста jnews.ge, что отец ему привез с целины, Гор ответил: «Я останусь рядом с отцом. Он привез мне шапку и брюки, а еще много конфет и самолет».
Отсутствие главы семьи в доме тяжело дается всем членам семьи, но влияние разлуки наиболее ярко выражено у детей, поскольку они не могут управлять своими эмоциями.
По словам супруги Армена, после его отъезда у сына поднимается температура, даже во сне он разговаривает со своим отцом.
«У него почти каждый год поднимается температура. Хорошо хоть сейчас интернет есть, могут видеть друг друга. Гор не любит говорить по скайпу, но как только слышит голос отца, его невозможно оттащить от компьютера», – рассказала мать Гора.
Поездки на заработки оказывают сильное психологическое воздействие, особенно на детей.
«Длительная разлука с отцом, который поехал на заработки негативно влияет на детей, в частности на мальчиков. Как известно, маленькие дети в первую очередь перенимают от родителей модель поведения (мальчики копируют поведение отца), психологически отождествляют себя с ним. Но поскольку отец отсутствует на протяжении 8-9 месяцев, то отождествление и процесс имитации протекает неправильно», – пояснила психолог Заруи Задоян.
Армен не жалуется на работу на целине. Несмотря на то, что 7 месяцев он находился вдали от семьи, он все же смог заработать некую сумму. На заработанные деньги его семья сможет купить новый стол и достойно встретить Новый Год.
«Что поделаешь, другого выхода нет. Если останемся в селе, то не будет денег на муку, дрова. Раньше было очень тяжело, сейчас в любое удобное время могу по скайпу говорить с детьми. Хоть и с далека, но более или менее слежу за тем, как растут дети», – сказал Армен.
Поездки на заработки имеют свои отрицательные и положительные стороны. На чашу весов поставлены материальное благосостояние семьи и полноценное понятие “семья”. По мнению психолога, в Джавахети понятие «семья» перерождается в зимние месяцы. И семью, с трудом нашедшую счастье, весной вновь ожидает горечь разлуки, другого выхода пока нет…
«За исключением материального благополучия, работа на целине не имеет других положительных аспектов. Она оказывает негативное влияние на каждого члена семьи (в том числе и на главу семьи, отправляющего на заработки). Семья, как таковая, перестает быть полноценной. Возрастает ответственность, увеличиваются обязанности женщин. Наблюдается некое отчуждение в отношениях супругов», – отметила Заруи Задоян.
Новый Год является единственным праздником в Джавахети, когда все члены семьи собираются под одной крышей. Семьи отмечают праздник в предвкушении того, что наступающий год окажется более счастливым, чем предыдущий, и, что члкны их семей будут в полном сборе.
Продолжение следует…
Агуник Айвазян