За последние 6 месяцев экономика стран Южного Кавказа подверглась сильным стрессам и колебаниям. Война между Россией и Украиной поставила каждую из трех стран перед новыми вызовами, как в политике, так и в экономике.

Полгода войны стали катастрофой и трагедией не только для Украины, но и для самой России и всего мира. Война не могла не отразиться и на страны Южного Кавказа, у каждой страны этой тройки свой политический  и экономический вектор, но одно для этих стран общее, – все они, кто больше, кто меньше находятся в ареале внимания и давления со стороны России, в том числе и в экономическом смысле.  По мнению экономиста и политолога фонда “Рондели” Ладо Папавы, однозначно говорить о зависимости не возможно, все зависит от того, о какой зависимости идет речь.
“Что имеется ввиду, энергетические ресурсы, пшеница, зерно, – продовольственные ресурсы, то есть у стран Южного Кавказа разные зависимости. С энергетической точки зрения Азербайджан вообще не зависит от России. Потому что у Азербайджана есть свои энергетические ресурсы. А армянская экономика еще до начала всех этих событии была практически приобретена российскими компаниями, крупные объекты Армении находятся под контролем российских крупных предпринимателей, как частных так и государственных. Для Грузии очень важно прежде всего импорт из России зерновых, пшеницы, поэтому, говоря о зависимости, у каждой страны своя проблема и обобщенно говорить о зависимости, исходя из особенностей этих стран, не получится”, – говорит он.

По мнению политолога GSAC Гелы Васадзе, во все три страны Южного Кавказа приехало огромное количество людей, у которых есть финансы, что способствовало укреплению национальных валют.

“Что касается зависимости, если возьмем секторально, понятно, что у Армении, так как Армения член ЕАС, российский рынок продолжает оставаться главным и приоритетным, ничего принципиально нового нет. Тогда как у Грузии и у Азербайджана главные рынки сбыта, так или иначе, Европейский союз, потому что Грузия и Азербайджан в Россию отправляют только сельхоз продукцию, остальное сырье и т.д. отправляется на запад в ЕС. Азербайджан – это нефть, газ, у Грузии – это ферросплавы, марганец. На самом деле те, кто знаком с грузинской экономикой, думает, что у нас главное это вино и туризм… я всем советую смотреть статистику, очень сильно удивитесь. Грузия такая же сырьевая страна, что и все остальные”, – говорит он.

Гела Васадзе отмечает, что пока не чувствуется то, что российский рынок для этих стран сокращается.

“Другое дело, что все прекрасно понимают, что рынок России пока еще не сильно сократился, но будет сокращаться. По крайней мере в Армении и Азербайджане это точно понимают. Понимают ли в Грузии, не знаю. Потому что  бизнес, который связан с Россией, он связан опять таки с представителями власти”, – говорит Гела Васадзе.

За последние 6 месяцев у экспертов не позитивные прогнозы касательно мировой экономики. Согласно их мнениям ситуация, которая сложилась из-за войны в Украине и последующих санкции на Россию, повлияет на экономику стран Южного Кавказа и это ещё больше отразиться на местные экономики со временем.