Карине Тадевосян проработала в Ахалкалакском архиве 50 лет, теперь за опустевшими стенами архива для нее остались только воспоминания. Она еще не смирилась с мыслью о том, что архив закрыт и она больше не работает, пытаясь заполнить день внуками.
С 1972 года, в возрасте 16 лет, Карине начинает работать в архиве до последнего дня его закрытия.
«Сестра работала в архиве, потом ей пришлось уйти в декрет, и вроде как время подошло. Как-то один раз случайно зашла к ним, и меня увидела Тамара Давидовна, она была в то время инспектором архива, спросила, в каком классе ты учишься, я сказала, что заканчиваю школу. Она сразу сказала директору: «Маргарян, ты искал работника, пожалуйста, вот девушка». Я написала заявление и вернулась домой», — рассказывает она.
Карине сдает выпускные экзамены школы и сразу приступает к работе в архиве младшим научным сотрудником.
Когда она только поступила на работу, у нее возникли трудности с делами, она не могла быстро печатать тексты на печатной машинке, проводила дни в слезах, но потом она стала настолько умелой, что стала печатать быстрее всех.
«Поставили передо мной печатную машинку, чтобы напечатала справки. Медленно букву за буквой набираю, потом иду домой, плачу и говорю, что не могу. Мама мне отвечает – “не ходи, чего ты плачешь?” И так каждый день, пока со временем не превратилась в профессионала», — с улыбкой на лице рассказывает наша героиня.
За 50 лет Ахалкалакский архив сменил три здания. Карине работала с 6 директорами, несколькими десятками сотрудников, и, по ее словам, у нее никогда не было серьезных проблем или разногласий с коллегами.
Она так любила свою работу, что на дорогу, занимавшую около 20-30 минут, она и зимой, и летом всегда добиралась пешком.
С сотрудниками архива, 2018 г.
«У нас не было серьезных проблем, мы не оскорбляли друг друга, никто ни на кого не обижался, я ничего подобного не помню. Мы до конца были очень сплоченным коллективом, теперь уже нам остается лишь вспоминать и скучать по тем дням».
Карине говорит, что они переезжали из здания в здание, но не потеряли ни одного документа, бережно хранили их до сегодняшнего дня. Она с закрытыми глазами знала и помнила места всех документов.
Говорит, могла забыть дома куда какой предмет положила, но в архиве помнила что где лежит.
Теперь, когда она оглядывается назад, говорит, что никогда не думала, что останется в архиве так долго, что влюбится в эту работу.
«Сначала, когда начала ходить туда, не думала, что останусь так надолго. Через год после того, как меня приняли на работу, была работа в райкоме, а я хотела там работать, но мне не посоветовали, сказали, что моя работа лучше, у меня по сравнению с этой зарплата выше, на тот момент я получала 75 рублей, что считалось хорошей зарплатой. Вот так я и осталась».
Она помнит, как впервые поехала с мамой на мероприятие «Полет юных архивистов» в Тбилиси, которое проводилось впервые, где ее представили как самую юную сотруднику архива.
Карине говорит, что работа в архиве очень интересная, как будто знаешь историю всего города.
«Мы читали истории людей, которые никогда не выходили за стены архива. У нас были архивные документы из народного суда, документы нотариуса. Все было очень интересно».
Когда сотрудники архива впервые узнали, что его собираются перевезти из Ахалкалаки в Ахалцихе, они очень тяжело восприняли эту информацию, но до последнего дня питали тайные надежды и не верили этому.
«Было очень неприятно, когда мы узнали, что наш архив должны перевезти. Работа — это жизнь. Кажется, что моя жизнь остановилась сейчас. Это слишком тяжело, я не могу с этим мириться. Представьте, каждый день на протяжении 50 лет вы просыпаетесь утром, собираетесь, идете на работу, и вдруг… Режим был налажен, я успевала сделать все свои дела, а теперь я целый день дома», — говорит Карине Тадевосян.
Когда книги и документы были перенесены из здания в Ахалцихе, казалось, что они забирают ее собственность.
«Слезы комом стояли в горле, как ты обращался с этими документами на протяжении 50 лет, а они…», — рассказывает госпожа Карине, снова сдерживая слезы, заново проживая тот момент.
Она не может смириться с тем, что не работает, когда смотрит на часы – скоро будет 17:00, то есть пора домой. Она просыпается каждое утро, намереваясь идти на работу, а потом понимает, что ее сделали безработной.
Она работала в очень плохих условиях, здание не ремонтировалось, в нем не было отопления, оно отапливалось дровяной печкой (до появления централизованного отопления), а в конце дня она внимательно следила за тем, чтобы огонь погас, чтобы внезапно не возник пожар.
У женщины, проработавшей в ахалкалакском архиве более 50 лет, был письменный стол, который унесли из архива, а сама она так и осталась сидеть в углу, где директор в последний раз сфотографировал Карине в этом здании. Она смотрит на эту фотографию, на глаза наворачиваются слезы, она пытается скрыть эмоции, но не получается…
Последний рабочий день в Ахалкалакском архиве
Она была самой старшей в архиве, но вроде как и самой «младшей», всегда варила кофе для остальных, когда возникала небольшая проблема, давала советы, пытался уладить ситуацию. Вспоминает, что у них был палеограф, который всегда говорил ей, что она – голубь мира.
Сколько бы Карине Тадевосян ни заполняла свое свободное время, занимаясь дома с внуками, домашними делами, она все равно мысленно на работе, разбирает и раскладывает бумаги.
«Я уделяю внимание своим внукам, провожу время на кухне, убираюсь в доме, и так все время, но сколько я не стараюсь отвлекаться и не думать о своей работе, у меня не получается».
Карине говорит, для того, чтобы так долго проработать в одном месте, необходимо обладать терпением.
В ближайшие дни Карине Тадевосян и другие бывшие сотрудники архива планируют собраться и пообщаться, вспомнить памятные эпизоды из прошлого, которых было немало.