В Ахалкалаки месяц как открылся сезон хопана (сезонных работ за границей, в основном, в России), однако упавший курс рубля, война в Украине и другие факторы заставляют жителей задуматься, ехать на заработки в этом году или нет. Жители Джавахети находятся в неопределённости.

С марта месяца начинается сезон хопана, некоторые уже уехали и ожидают в России дальнейшего развития событий и начала работ, другие на месте ждут вестей от родных и друзей, что есть работа. Большинство мужчин из Ахалкалакского муниципалитета ездит работать в Россию на 8-10 месяцев в году за неимением другой возможности заработка.

“Зачем ехать на заработки. Тем более рубль ничего не стоит”, – смеются жители села Олаверд.

“Если не сможем поехать на заработки, что будем делать? Будем косить сено, картошку будем выращивать. Не все же на заработки едут. Но у нас в селе 99% населения едут, начиная с 18 лет”, – говорит второй собеседник.

“Все поедем туда. Просто пока ждем, посмотрим, как там ситуация сложится”,- говорит третий молодой человек из Олаверда.

“Ждем пока война закончится”, – добавляет другой житель Олаверда.

Экономическая зависимость региона от России – не новость. Хопан – обычный способ заработка в Джавахети, где отсутствует производство, плохие погодные условия (зима, которая длится более 6 месяцев) и отсутствие перспектив в целом. Единственная надежда – на сельское хозяйство, однако печальный опыт 2020 года, когда из-за коронавируса многие жители не смогли уехать на заработки, показал, что картофель, который сажают в Джавахети, или скотоводство – не прибыльны из-за низких цен, дорогой себестоимости и отсутствия рынка сбыта.

Несмотря на это, за более чем 30 лет независимости Грузия не смогла создать независимую экономику, которая отчасти зависит от России, отчасти от Турции и других стран. Жителям регионов, где туризм не развит, как в Аджарии и нет развивающегося производства, как в Рача и Кахети, выжить получается сложнее.

По мнению эксперта по экономике, политолога фонда Рондели Владимира Папавы, тяжелая экономическая зависимость есть не только у региона Джавахети, но и у всей Грузии.

“Это касается не только Джавахети, но и всех регионов, даже Тбилиси. Потому что наши граждане живут в России, они зарабатывают деньги, посылают своим родственникам. По всей видимости, эти денежные переводы если не полностью сократятся, то значительно уменьшатся – это уже факт. В настоящее время денежные переводы из России составляют порядка 15-20% от всех денежных переводов. Конечно же, это будет большой удар для населения Грузии и также будет удар для валютных поступлений в Грузию. Так как американцы запретили использование американского доллара на территории России, а Россия запретила вывоз иностранной валюты, то здесь каких-либо утешительных предсказаний, что денежные переводы сохранятся, конечно же, не будет”, – говорит он.

Несмотря на то, что все осознают зависимость от других стран, в Грузии все еще не могут или хотят предпринимать шаги по улучшению ситуации.

“Грузия мало чего может сделать в этих условиях, кроме как развивать отечественное производство и этим создавать рабочие места в Грузии, чтобы наши граждане, которые уехали из Грузии, могли вернуться и начать зарабатывать уже в самой Грузии. Понимаете, мгновенно решать такие вопросы тоже не получится – на это тоже требуется время. То есть можно сказать, что грядут тяжелые времена, но эти времена будут тяжелые не только для Грузии, но и для всего мира”, – говорит Владимир Папава.

Однако то, что сложно всем, не успокаивает население Джавахети, потому что если семья не сможет зарабатывать на насущный хлеб, то более отдаленные проблемы едва ли привлекут ее внимание.