Баку-Тбилиси-Карс воспринимался, как очень важный проект для Грузии, который связывал Грузию, Турцию и Азербайджан.  Этот проект регионального значения для Теклы Асланишвили из Берлина стал интересной темой для документального фильма, который автор планирует завершить весной этого года.

По улицам Ахалкалаки уже второй день ходит хрупкая девушка, которая на плечах носит масштабную технику для съемок фильма. Текла Асланишвили уже во второй раз приезжает в Ахалкалаки из Берлина, чтобы снять документальный фильм о железной дороге Баку-Тбилиси-Карс, строительство которого началось в 2010 году, а планировалось еще с 2007 года. Текла во время первого своего приезда заинтересовалась этой темой.

tekla

“В круг моих интересов входят логистические проекты, архитектурные и социальные условия в таких логистических проектах. Примерно 4 года назад я начала работать над проектом в Анаклии. Было интересно как планируется, развивается, сколько новых рабочих мест создаётся в течение этих проектов. Этот проект (проект Анаклия ред.) провалился, и в то же время я приехала сюда в 2018 году с моим соавтором Евелиной Гамбино, которая тоже осматривала линию БТК. Я тогда приехала, чтобы взять интервью и увидеть эту сферу. Спустя 4 года я вернулась к нему, потому что, во-первых, я не занималась этим проектом в то время, потому что это был очень сложный проект сам по себе.  И ЖД была темой отдельного фильма”,- рассказывает Текла.

Она была заинтересована в ЖД линии БТК, потому что это не только железная дорога, но и политически интересный проект, потому что в него включены 3 соседние страны. По ее мнению этот проект меняет политические условия и отношения между Грузией, Турцией, Арменией и Азербайджаном.

“Меня интересуют не только технологические аспекты, но и социальные аспекты, а также политические аспекты этого проекта. Работу над проектом я начала из Ахалкалаки”,- говорит она.

В Турции у Теклы несколько проблем, как связанное с доступом к линии БТК, так и языковой барьер. Жители Карса не говорят на английском, а она не говорит по-турецки.

“Я не могу много рассказать о Карсе, потому что я все еще работаю над этой частью. Я жду разрешения на съемку и интервью. Я просто поехала посмотреть это место и поговорить с местными жителями, которые там работают”.

Однако язык не единственная проблема с которой столкнулась Текла Асланишвили.

“Сложно получить информацию о том, кто отвечает за разработку этого проекта. Поскольку мне интересно общаться не только с обычными людьми, которых касается  или тех, кто участвует в такого рода проектах, но и с теми, кто планирует и реализует этот проект. Например, находится на позиции, которая принимает решения, мне интересен процесс, как они разработали проект. К сожалению,  очень трудно получить такую информацию также от правительства. В  этом вопросе основные проблемы связаны с грузинской частью, здесь пока не очень готовы рассказать об этом проекте. У меня пока нет определенного мнения почему, но, опираясь на мнения некоторых экспертов, с кем я общалась по этой теме, причина возможна в том, что проект запаздывает по времени”,- рассказывает она.

Касательно важности проекта БТК для Грузии, Текла еще не готова делать свои выводы.

“Некоторые эксперты говорят, что это важный проект в той или иной степени. Например, Ахалкалаки – это место, где встречаются стандартные и советские рельсы, и нам нужен этот переход (место смены рельсов). Многие эксперты говорят, что это очень важная функция и роль, которую Ахалкалаки может играть в транзите грузов. Конечно, это выглядит, как важный проект, но он еще не работает, поэтому мы не можем что-либо пока говорить”,- говорит она.