Многие переболевшие коронавирусом в сравнительно лёгкой форме и вылечившиеся дома говорят, что попади они в клинику, то умерли бы там. В Ахалкалаки бытует мнение, что из ковид-клиник живыми не возвращаются, однако 94% пациентов по всей Грузии, попавших в клинику на лечение коронавируса, домой вернулись.

С появлением и распространением коронавируса и без того тяжелая работа медиков усложнилась. Многие обычные больницы переквалифицировались в ковид-клиники. Среди них и больница Ниноцминды.

Звонит телефон. Mенеджер ковид-клиники Ниноцминды (ред. – после съёмок данного материала Jnews в Реферальном госпитале Ниноцминды назначен новый менеджер) Нато Иремадзе немедленно берет телефон, оператор 112 спрашивает, есть ли место для заразившегося коронавирусом военного из Ахалкалаки… Как говорит Нато Иремадзе, таких звонков в день бывает больше десяти. Больница переполнена. Существующие 30 мест практически всегда заняты.

11 ноября 2020 года, когда уже ситуация с эпидемией коронавируса вышла из под контроля, клиника Ниноцминды была временно переоборудована в больницу для лечения пациентов с COVID-19 и больных с воспалением легких.

От распространившегося по всему миру вируса, в Ахалкалаки люди умирают в основном в клиниках. Именно туда попадают люди, у которых вирус осложняется или пациенты с хроническими болезнями. Отсюда и появился страх попасть в COVID клиники.

Реферальный госпиталь Ниноцминды находится на окраине города, окруженная елками. Вопреки ожиданиям, больница работает почти в обычном режиме. В приемной сидит регистратор, часть больницы работает, как обычная больница. COVID отделение расположено на верхних этажах. Перед тем, как войти туда мед персонал переодевается, хотя признаются, что уже переболели все и не боятся заходить в отделение. Бывший менеджер Нато Иремадзе гордится сотрудниками, говорит, что на персонал не повлияло то, что больницу переквалифицировали для больных коронавирусом.

«Я хочу поблагодарить медперсонал. Когда наша клиника превратилась в ковид-клинику, никто не сказал, что отказывается работать. Очень своеобразный коллектив у нас. Они как могут борются за жизнь наших пациентов. Когда я каждый день поднимаюсь в ковид-отделение, проверку провожу, пациенты меня благодарят, говорят, что довольны персоналом. Нам писали письма благодарности, могу вам показать», – говорит Нато Иремадзе.

Здесь лечились пациенты из Боржоми, Бакуриани, Ахалцихе, Аспиндза, Ахалкалаки, Цалки и Ниноцминда.

По словам менеджера, лечение в клинике за год прошли примерно 500 человек, из них умерли 20 человек. Большая часть из умерших имели хронические болезни или в клинику обратились слишком поздно.

«Я не чувствовала в этой клинике страх со стороны пациентов. Наоборот, в день 10 человек обращаются к нам, чтобы получить лечение у нас. Я не знаю, что происходит в других клиниках, но с нами даже через операторов 112 связываются, чтобы получить лечение у нас. Даже если бы у нас было 60 мест, они всегда были бы заняты», – говорит Нато Иремадзе.

klinika3 Медперсонал Ниноцминдского реферального госпиталя

Жительница Ахалкалаки А.А. старше 50 лет недавно лечилась в Ниноцминдской клинике. Она не пожелала публиковать своего полного имени. Рассказывает, что на тот период, когда она лежала в клинике Ниноцминды, там были в основном пожилые пациенты, лежачие. Она вспоминает, что медсестры очень хорошо ухаживали за ними. До того, как попасть в клинику, она пять дней  лечилась в домашних условиях, и еще неделю в клинике. Несмотря на то, что болела не в острой форме, все же был панический страх – умереть.

«В клинике был великолепный уход. У меня была очень легкая форма, не было осложнений. Но потом все поменялось, в один день началась паника.  Мы вызвали скорую помощь. Врачи обследовали и сказали, что сатурация и все остальное в норме, что нет особых проблем, но мне казалось, что мне очень плохо, я была в панике. Врач позвонила в Ниноцминда, там сказали, что место есть. Врачи и персонал очень хорошо приняли, обследовали. Легкие были в порядке, но меня, все же, на неделю положили в клинику, подключили систему и т.д. Уже на третий день, когда врач сказал, что у меня нет проблем и он не понимает причины моей паники и страха – это мне помогло. Тогда я собралась посмотрела вокруг, а там люди в кислородных масках лежат, не могут дышать, под капельницей, кровь настолько густая, иголку выкидывает, у меня ничего из этого не было», – рассказывает жительница Ахалкалаки А.А.

klinika2 Тяжёлые больные постоянно подключены к прикроватному монитору

Но есть пациенты, которые остались очень недовольны обслуживанием в клинике Ниноцминды.

Сусанна Меликидзе попала в клинику Ниноцминды в апреле 2021 года на скорой помощи и с высоким давлением. По ее словам, в реанимобиле с давлением 200 она ожидала час, пока врачи к ней вышли.

«Они тогда не готовы были к серьезным больным. А теперь не знаю, они готовы? Я понимаю, что они должны были одеться, но целый час? Они не знали, что должны были делать. Я понимаю, что делается по возможности, но, если возможность есть и не делает, так тоже нельзя. Я говорила кислорода нет, мне отвечали потерпи, пока поменяем, жалко все время включенный. Или, например еду приносили из дома. Я когда сказала, что мне невозможно все время посудой из дома еду приносить, так как потом эту посуду придется выкидывать, мне ответили, что может наша еда тебе не понравиться. Если кто-то до этого приносил бы, может мне понравилось бы. После того, как я им сказала, еду принесли, нормальная еда была. Отношение было, как будто невнимательное, как будто так и должно было быть», – говорит Сусанна.

Многие люди, потеряли близких из-за коронавируса, кто-то винит вирус, кто-то больницу. У А. Г. жена умерла через неделю после того, как вернулась из тбилисской клиники, вылечившись от коронавируса. Правда ему сложно говорить на эту тему, он не желал, однако, в условиях обещанной анонимности, наша беседа получилась содержательной.

«У жены была хроническая болезнь. Ее нельзя было укладывать в любую ковид-клинику, должна была быть специальная, чтобы и её болезнь могли держать под контролем. Она проходила лечение в клинике пол месяца и была очень довольна и клиникой и медперсоналом. Говорила, что удивляется, насколько неблагодарны были пациенты и как внимательны были молодые медсестра и медбратья», – рассказывает житель Ахалкалаки А. Г.

Многие, кто из-за коронавируса потеряли родных, чувствуют вину, что оставили членов семьи одних в больницах, что не смогли помочь, что не смогли вовремя среагировать.

«Думаю, любой человек, кто чувствует боль потери, всегда хочет возложить на других ответственность. Мы часто думаем может ли быть, чтобы она осталась жива, если бы лечилась дома легкими лекарствами от коронавируса. Но всё-таки мы бы не смогли вылечить ее самостоятельно», – говорит А. Г.

Klinika1 Ковид-палата Ниноцминдского реферального госпиталя

По предоставленной Министерством по делам внутренне перемещенных лиц с оккупированных территорий, труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии, по состоянию на 1 ноября 2021 года в общей сложности 166 814 пациентов были госпитализированы с диагнозом COVID-19, 554 574 человека прошли лечение на дому и в клинических гостиницах. Летальных исходов в клиниках за это время было зафиксировано 10 089 случаев.

Несмотря на страх, многие жители Джавахетского региона все еще не соблюдают меры предосторожности, не носят маски, не сидят дома, когда понимают, что больны. Категорически отказываются от вакцинации. Часто ценою подобного отношения оказывается борьба другого человека в ковид-клинике, или на жизнь или на смерть. Но летальный исход легче оправдать тем, что в клиниках плохо лечат, чем собственным несерьезным отношением к смертоносному вирусу.