Слабый контроль в рамках своих полномочий, начатые, но незавершённые дела, не принятые инициативы, подавленные энтузиазм и готовность менять что-то к лучшему – так можно описать не только работу местных властей Ахалкалаки, но и многих других муниципалитетов Грузии.
JNEWS попытался разобраться, в чём причина.

В Грузии закон о самоуправлении действует с 2006 года, но в 2014 году был принят новый закон о местном самоуправлении. Разработчики первоначального проекта этого закона недовольны тем вариантом, который был принят парламентом, однако и принятый вариант не задействован полностью.

В работе местных властей наблюдается серьёзная зависимость от центра, это не отрицают и сами руководители органов местного самоуправления.

Эксперт Совета Европы по местному самоуправлению Давид Лосаберидзе – один из авторов законопроекта “Кодекса о местном самоуправлении”.

“В некоторых муниципалитетах, где мэры очень хорошо понимают политику, это используют для своей политической карьеры и чтобы вырос их рейтинг. Но во многих муниципалитетах, где мэры не очень инициативны, боятся быть наказанными сверху, боятся самостоятельно принимать какие-то решения, даже то, что они обязаны делать, все согласовывают с центром”, – говорит Давид Лосаберидзе.

Председатель “Совета гражданских советников” при мэре Ахалкалакского муниципалитета Махаре Мацукатов считает, что будет эффективно, если местные власти будут иметь больше ресурсов для решения проблем на месте.

“Если оценивать, как работает мэрия или сакребуло, то они работают в рамках мелких и узких дел. Фактически самоуправления на этом этапе нет у нас, если честно говорить, это орган, который не имеет никаких ресурсов или имеет очень скудные ресурсы, чтобы решать местные проблемы. Они только почтальоны, они только передают информацию в центр”, – говорит Махаре Мацукатов.

Многие местные власти боятся быть инициативными, даже если есть желание, они ждут указаний сверху.

Эксперт Давид Лосаберидзе имеет на это свое объяснение.

“Это головная боль грузинской демократии, что муниципалитеты серьезных решений на местном уровне не имеют полномочий принимать. Это официально децентрализовано. Например, имущественные вопросы, большинством из них владеет центральное правительство, муниципалитеты не могут распоряжаться этим, но и передача полномочий не происходит. Во-вторых, налоговая система. Большинство муниципалитетов получают финансы, но собственные доходы мизерные, в основном, идут через трансферы, через НДС”, – говорит Давид Лосаберидзе.

Муниципалитеты финансово зависимы от центра, поэтому они ждут указаний оттуда, и уровень независимости падает.

Многие мэры, по словам Давида Лосабериде, боятся предпринять инициативу, потому что есть риск не быть выдвинутым во время новых выборов.

“Такие случаи у нас были в 2017 году, те мэры, которые особо отличились в правительстве, в знак благодарности даже не выдвигались. Надо сидеть ниже травы, тише воды, и никто тебя не тронет”, – говорит он.

Кроме того, бросается в глаза нежелание местных органов самоуправления контролировать работу своих служб. Как это связано с зависимостью от центра – объясняет эксперт.

“Некоторые не хотят разобраться из-за некомпетентности или из-за своих корыстных целей. Это одно, но другое – если очень хотят этого, но официально не имеют таких прав. Хвалить или обвинять муниципалитет во всех грехах – неправильно. Каждый вопрос нужно рассматривать и обсуждать отдельно”, – отмечает один из авторов законопроекта “Кодекса о местном самоуправлении”.

Почему центр не хочет передавать полную децентрализацию местному самоуправлению? Давид Лосаберидзе нежелание центра объясняет следующим образом.

“Существует несколько причин: если я передам, то они что-то натворят, вторая неофициальная проблема – кто будет объявлять тендеры, от этого зависит, кому достанутся они. Есть также политические интересы. Если не будут контролировать мэра и местные органы, то кто будет во время выборов обеспечивать мобилизацию сторонников? Мэры не обязаны, они независимы, но мы все понимаем, что госслужащие поддерживают официальный Тбилиси. Как они могут это упустить, не контролировать их?”, – говорит эксперт.

Тем не менее, Грузия находится на пути к демократизации, так как выбрала интеграцию с Европой, поэтому опять намечаются изменения и реформы в вопросе децентрализации, но насколько они будут действенными, это покажет практика…