Карен Гркикян из села Эштия Ниноцминдского района. Он уже 10 лет служит в армянской армии. Карен является участником апрельской четырехдневной войны и 44-дневной войны.

После окончания школы Карен без колебаний выбрал Ереванский институт имени Вазгена Саркисяна, отдавая ему предпочтение, по сравнению с другими учебными заведениями.

Наш герой считает долгом каждого армянина служить Родине, бороться и сражаться за Родину во время войны.

«Война не окончена, она даже не началась, эта война всегда есть, всегда есть страх и обеспокоенность. Если вы чувствуете себя армянином, вам нужно идти, неважно, военный вы или обычный сельский житель», – говорит он.

В начале войны Карен Гркикян находился в Джабраиле, затем борьба продолжилась в Гадруте, достигнув окраин Шуши. Карен относится к военным с особой сдержанностью, он мало рассказывает о войне, своей службе или проявленном героизме.

«Война уже была ожидаема, потому что ситуация назрела до такой степени, что она должна была откуда-то взорваться. Когда начинается война, вы не можете думать ни о чем другом, вы отключаетесь от той жизни, и входите в эту жизнь. Мы были готовы к тому, что должны победить, но когда мы вернулись из Джабраила, мы поняли, что у них численное превосходство», – говорит он.

Kareny ev ynkery

Говоря о друзьях, Карен глубоко вздыхает и смотрит вниз. Большинство его друзей погибли на этой войне.

«90% моих друзей погибли, это естественно, это война, жертвы неизбежны, в любой войне нет ничего хорошего. Когда слышишь, что ваш друг был убит или солдат был убит, на тот момент вы ничего не чувствуете, потому что тогда вы так заняты, что не успеваете ни думать, ни чувствовать. Потом уже вы чувствуете их нехватку, когда видите членов его семьи – жену, ребенка и т.д., вот тогда вы испытываете глубочайшее горе», – с болью добавляет Карен.

Карен с гордостью рассказывает о храбрости армянских солдат, о том, как воевали 18-летние мальчишки, об их атаках, без колебаний совершенных во время войны, это дает ему повод как радоваться, так и гордиться.

«Если солдат не видел войны, он не представляет, солдат пытается нарушить закон, не служить, но во время войны любой солдат, осознанно и неосознанно, прилагает большие усилия, все делает, всё вкладывает, делает невозможное. 18-летний солдат ​​сегодня воевал на высшем уровне, воевал лучше бойцов 92-ых годов, не убежал, не сомневался, боролся до конца, не отступая ни шагу назад», – уверяет Карен Гркикян.

Карен прожил в Джабраиле шесть лет, за это время у него появилось много друзей, которых он до сих пор считает живыми, даже после их смерти.

«Мы жили в Джабраиле в такой обстановке, в дружелюбной среде, где такого нигде не найдешь. У меня были такие друзья, что я ни на кого их не обменяю, правда, их сейчас нет, но они все еще мои друзья, они несравненны, мы вместе учились четыре года, а потом шесть лет жили в одном доме», – рассказывает он.

Согласно солдатской дисциплине, он установил график звонков домой на протяжении всей войны, звонил один раз утром и один раз вечером. Если бы он не звонил, то члены его семьи, как он выразился, «пристрелили бы» его.

«Находили время и звонили, у всех солдат было это время. Для меня было облегчением то, что моя семья находилась далеко, это было радостью на мгновение, для меня было уже привычно то, что они далеко. Моя мама всегда спрашивала, ел ли я, где сплю, я всегда говорила, что не задавай вопросов о службе, хотя мама задавала всего пару вопросов», – со смехом добавляет Карен.

Карен готов сражаться и бороться снова каждое мгновение, в любой момент, чтобы вернуть потерянную родину. По его словам, весь мир увидел, что у турков ничего не изменилось, они осталось прежним, и этот народ ничто из себя не представляет, поэтому он прибегнул к другим силам.

«Ничего хорошего в этой войне не произошло. Сейчас у нас нет того, что имели».

Спустя четыре месяца после окончания войны он только смог вернуться в родное село. Карен встречают в Джавахети с большой торжественностью.

«Там, где человек родился и вырос, эту землю никогда нельзя забывать, это очень важно для меня. Я горжусь тем, что родился в Джавахке и что я армянин. Если человеку стыдно, он избегают или не признает, что он армянин, или забывает место своего рождения, такой человек может забыть всё», – говорит Карен Гркикян.

Karen Grqikyan

Во время беседы с Кареном мать внимательно следила за ответами сына. Чувствовалось ее волнение. Вся семья очень волновалась, они ждали, полагаясь только на Бога.

«Матери очень тяжело, ты не можешь твердо стоять на ногах, понимая, что твой сын находится в такой страшной и неравной войне. Он также участвовал в апрельской войне 2016 года, мы, честно говоря, еще не “переварили” ту войну, а началась такая тяжелая война. Весь мир притворился слепым и немым, как будто ничего не было, армянский народ оставался во тьме, 44 дня весь мир наблюдал и хранил молчание. В этой неравной войне я могу сказать, что мы не проиграли, мы победили, армянский народ боролся с супердержавой, против такого большого государства, как Турция, плюс несколько государств», – говорит мать Карена Лаура Гркикян.

Мать Гркикяна очень горда и счастлива, что у нее есть такой сын.

«Когда я брала трубку, чтобы позвонить, все мое тело дрожало, я думала, позвоню, мой сын ответит или кто-то другой, а если звонок не пройдет или однажды будет поздно. Я не могла сдерживать слез, но говорила, что плачу от радости. Я хочу, чтобы все дети вернулись домой, чтобы ни одна мать не носила черную косынку, ни одна невеста и дочь не становились вдовами, чтобы все плакали от радости, как я», – говорит Лаура, сдерживая свое волнение.

После апрельской войны Карен был награжден медалью «Драстамат Канаян».