Международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) считает основными проблемами Грузии отсутствие подотчетности правоохранителей, дискриминацию ЛГБТ-сообщества, угрозы свободе СМИ и нарушения трудовых прав. Об этом говорится в ежегодном докладе HRW, где оценивается ситуация в более чем 90 странах мира.
Рост политической напряженности
Говоря о событиях в Грузии, HRW уделяет особое внимание парламентским выборам, прошедшим осенью 2020 года. Авторы доклада указывают, что за ними последовал серьезный рост политической напряженности.
«На фоне обвинений в фальсификации выборов правящая партия «Грузинская мечта» сохранила большинство в парламенте. Ответом оппозиции стал бойкот парламента нового созыва», — сказано в отчете.
В ОБСЕ считают, что выборы прошли в конкурентной среде, но были омрачены «широко распространенными обвинениями в давлении избирателей». Оценки наблюдателей от местных организации гораздо хуже – они назвали эти выборы «наименее демократичными и свободными» из тех, что были проведены в условиях правления «Грузинской мечты».
HRW также рассказывает о протестах, начавшихся в стране после выборов. При этом указывается, что 8 ноября полиция без предупреждения использовала водометы против десятков человек, собравшихся у здания ЦИК Грузии, чтобы опротестовать нарушения на выборах.
COVID-19
По оценке HRW, влияние пандемии коронавируса на экономику Грузии было «разрушительным». Во втором квартале 2020 года ВВП страны снизился примерно на 16%, что вызвало «серьезный рост безработицы и бедности».
В апреле правительство Грузии разработало антикризисный план, предполагающий социальную помощь гражданам и льготы для бизнеса. План стоимостью 1,5 миллиарда долларов был рассчитан на полгода.
За три месяца до выборов власти объявили о дополнительных антикризисных мероприятиях стоимостью в 132 миллиона долларов. Многие в стране расценили этот шаг, как «манипуляцию для привлечения избирателей», отмечено в отчете.
Авторы доклада также напоминают, что в Грузии ввели общенациональный локдаун практически сразу после того, как в феврале в стране был зафиксирован первый случай коронавируса.
Правозащитники указывают, что тогда в Грузии ввели чрезвычайное положение и комендантский час, закрыли границы и аэропорты, ограничили передвижение внутри страны и закрыли все школы, что коснулось примерно 600 тысяч детей.
HRW указывает, что благодаря этим мерам «в течение первых месяцев пандемии стране удалось остановить распространение вируса». 23 мая в стране отменили чрезвычайное положение. Ссылаясь на продолжающуюся пандемию, за день до этого парламент принял законодательные поправки, получившие неоднозначные оценки со стороны правозащитных групп. В частности, правительству Грузии разрешили ограничивать некоторые права граждан без объявления чрезвычайного положения. Речь идет об имущественных, экономических и трудовых правах, а также о свободе передвижения и собраний.
«Правозащитные группы в Грузии отметили, что предоставление обширных государственных полномочий без парламентского контроля противоречит конституции», — указано в докладе.
Злоупотребления правоохранителей
HRW из года в год упоминает в своих обзорных отчетах по Грузии безнаказанность по отношению к сотрудникам правоохранительных органов, злоупотребивших полномочиями. В ноябре 2019 года расследование подобных фактов поручили специально созданному независимому органу – государственной инспекции.
За восемь месяцев 2020 года в ведомство поступило более 1,3 тысячи жалоб. Следствие начали по 168 делу, большинство из которых касались превышения должностных полномочий, но были и случаи бесчеловечного обращения. За аналогичный период аппарат Народного защитника получил 68 жалоб, которые касались фактов ненадлежащего обращения в пенитенциарной системе и со стороны сотрудников полиции.
Авторы доклада указывают, что нерасследованными остаются многие факты нарушений со стороны сотрудников правоохранительных органов, особенно те, что произошли еще до создания Госинспекции. В качестве примера HRW приводит протестную акцию, начавшуюся в Тбилиси 20 июня 2019 года в ответ на визит в Грузию российского депутата-коммуниста Сергея Гаврилова. Тогда против тысяч демонстрантов, собравшихся перед зданием парламента, спецназ применил спецсредства. В общей сложности пострадали до трехсот человек.
Омбудсмен Грузии считает, что начатое расследование «сосредоточилось только на преступлениях, совершенных рядовыми полицейскими, однако не смогло объективно или полностью оценить ответственность руководства».
Свобода СМИ
HRW указывает, что в 2020 году из Грузии неоднократно поступали сообщения о фактах ограничения свободы и политическом давлении на СМИ.
Правозащитники рассказывают о скандале и череде увольнений сотрудников Аджарского телевидения, которые последовали за сменой руководства. Авторы доклада указывают, что в правящей партии «открыто выражали недовольство редакционной политикой» предыдущего менеджмента телерадиовещания.
Другой факт, на который обращают внимание в организации, связан с делом о саботаже, в рамках которого Служба Госбезопасности (СГБ) Грузии проверяла сюжет оппозиционного телеканала «Мтавари». В репортаже говорилось о том, что власти фальсифицируют данные по Covid-19
«Местные правозащитные группы расценили начало расследование как опасный прецедент вмешательства в свободу слова», — сказано в докладе.
Беспокоят правозащитников и изменения, внесенные в закон «Об электронных коммуникациях» Грузии. Национальный регулятор, комиссия по коммуникациям получила право назначать специального менеджера в любой компании, которая не выполняет ее решения. «Коалиция за адвокатирование СМИ» и «Репортеры без границ» раскритиковали это решение.
Трудовые права
В сентябре парламент Грузии внес принял законодательные изменения, расширив мандат инспекции труда и отрегулировав вопросы, связанные с рабочими часами, ночными сменами, сверхурочными, обязательными выходными и перерывами.
Несмотря на это, условия труда и безопасность на рабочих местах до сих пор остаются проблемой Грузии, считают авторы отчета. За девять месяцев 2020 года в стране на рабочих местах погибли 22 человека, еще 110 пострадали.
При этом в HRW указывают, что зачастую такие факты связаны с работой шахт.
«В июне несколько сотен угольщиков в Ткибули организовали протестные акции после того, как 22 шахтера застряли в шахте на несколько часов из-за неисправного лифта. Ранее в марте трое горняков той же компании были госпитализированы из-за отравления газом на шахте», — говорится в отчете.
Дискриминация представителей ЛГБТ-сообщества
«Власти продолжают отказывать трансгендерам в юридическом признании пола без операции по изменению пола. Отсутствие юридического признания представляет серьезное препятствие в повседневной жизни трансгендеров в Грузии, включая поиски работы», — сказано в докладе.
Правозащитники указывают, что после начала пандемии положение трангендырных людей в Грузии ухудшилось еще больше. Многие из них лишились доходов и не могли платить за жилье. В апреле трансгендерные женщины провели протестную акцию с требованием оказания им помощи со стороны государства. Чтобы привлечь внимание к проблеме, 19 женщин пытались сжечь себя прямо на акции.
Местные правозащитные организации раскритиковали антикризисный экономический план правительства, поскольку в нем не были учтены нужды трансгендеров. Они отмечали, что многих из них не принимает не только общество, но и собственные семьи. По этой причине трансгендерные люди, лишившиеся работы в период кризиса, не могли расчитывать на финансовую помощь от своих родственников.
Наркополитика
Как указывают в HRW, власти Грузии «придерживаются суровых законов о наркотиках». Под уголовное преследование люди попадают за простое хранение наркотиков для личного пользования или употребление (кроме марихуаны).
«В июне конституционный суд признал неконституционным заключение человека за имение наркотических средств в таком малом количестве, которое не вызывает интоксикацию. Тем не менее, проект законодательной реформы, которая определила бы подходы общественного здравоохранения к употреблению наркотиков и в значительной степени пересмотрела бы карательную практику, застопорилась в парламенте», — говорится в отчете.