В родном селе поэта Ваана Теряна, в Гандза есть уникальная семья. Супружеская пара Казарян воспитывает 12 детей. Здесь уже проверено, много детей – это много забот, но и много счастья.

noski

О том, что в этом доме живет много людей, становится ясно сразу cо двора, на весеннем солнышке сушится длинный ряд постиранной одежды. У крыльца нас встретили муж и жена Казаряны. В доме спокойно, и не скажешь, что здесь живут много детей. Несколько из них собрались вокруг деда и играют в нарды, другая же часть – малыши у компьютера смотрят мультфильм. “Старшие сыновья учатся в Ереване, один в физкульт институте, а другой в ЕГУ, на географа. Один на платном, другой на бесплатном”, – смотря вокруг говорит отец семейства.

В семье 7 сыновей и 5 дочерей: Акоб, Алексан, Ованес, Манук, Наре, Арут, Давид, Арпи, Мариам, Гоар, Мкртич, Лусине. Обычно выбор имени для ребенка сложный процесс для родителей, в армянских семьях имя решают всей родней. Вот и половина имен досталась детям по наследству от бабушек, дедушек, пробабушек и продедушек. Наре и Гоар любимые имена дяди и тети…

Semya

Semya 8

Semya 3

Мать семейства Вардуи признается, что ей часто помогают ухаживать за младшими старшие дети. Еду здесь готовят в 10 литровой кастрюле, ее хватает только для одного раза. “Старшие дети помогают младшим, и как все дети бывает и спорят, и ругаются, и дерутся”, – с улыбкой на лице рассказывает Вардуи.

“Когда узнают, что 12 детей, кажется, что это очень сложно. Удивляются, как ладят, что за семья. Но потихоньку все налаживается, все на своих местах”, – рассказывает Вардуи.

Semya 6

Вардуи было 18 лет, когда она встретила Седрака. Судьбоносная встреча прошла в Армении, в городе Гюмри. О том куда ее забросит судьба, Вардуи не знала.

“Мы всегда были в тесных отношениях с Гюмри. У меня там была родня, тетя. Ехали туда, связь была”, – рассказывает Седрак, смотря на Вардуи.
Semya 5

“Было очень хорошо. Все так радушно меня приняли. 19-летие я отметила уже здесь в Гандза.  До замужества, я, закончив школу, уже работала. Занималась вышиванием. После замужества 22 года не занималась вышиванием, в последнее время начала. Времени не было”, – рассказывает Вардуи.

Semya 4

Semya 7

Нынче содержать 2 детей уже сложно, а родить и вырастить 12 – геройство. Семья Казарян долгое время все свои проблемы решала сама, отец семейства фотографирует на виньетки, делал видео, и вместе с тем занимается сельским хозяйством.

“Жизнь основывается на сложностях, но слава Богу. Если Бог посчитал, что они должны появится на свет, значит так и должно быть. Бывают и хорошие дни и плохие. Быт начинается с утра, встаем, одеваем, кто-то в школу идет, те, кто в школу не идут, дома чем-то занимаются. Домашними делами занимаемся. Пока не начинается вторая часть дня – вечер. У нас 7 школьников, 2 студента, – рассказывает Седрак, добавляя, – Легче спросить, что нам не нужно, а не о том, что нам нужно. Еда, одежда, письменные принадлежности. Да и дом надо бы привести в порядок, проблемы с крышей. Хотелось бы, чтобы питание было хорошее. Сложно с отоплением. Вообщем забот хватает”.

Semya 10

Государство уже полтора года помогает многодетной семье, каждый ребенок получает от государства 50 лари, однако этой суммы не хватает и на отопление дома.

“Чуть больше года, как государство помогает. До этого несовершеннолетним в месяц 10 лари давали. Приходили из социальной службы, но что-то мешало и другой помощи не было. Видимо большие баллы били, скорее всего из-за бытовой техники. За многодетность каждому 50 лари платят”, – говорит Седрак.

Semya 1

Однако для Седрака и Вардуи нет большего счастья, чем дети. Во всем они надеются на Бога.

“Как бы не устала, как бы много забот не было, поиграешь с младшей дочкой и все становится на свои места”, – говорит Вардуи Казарян.

Semya 11