Пациенты с острой и хронической почечной недостаточностью из Ахалкалаки и Ниноцминда продолжают трижды в неделю преодолевать около 180 км, чтобы пройти процедуру гемодиализа. Вопрос открытия центра гемодиализа в Ахалкалаки всё еще остается неясным, пациенты говорят, что этот центр немного облегчит их состояние.

В середине декабря, в эту холодную и снежную погоду группа из нескольких человек, стоя перед Домом культуры ждет транспорта, который доставит их в больницу Ахалцихе для того, чтобы прошли процедуру диализа.

Люди, собравшиеся из разных сел и районов, постоянно топчутся на месте, чтобы не замерзнуть. Некоторые из них проходят диализ уже 12 лет и трижды в неделю едут в Ахалцихе. Среди них есть те, кто несколько лет назад проходил процедуру гемодиализа в городе Марнеули, Тбилиси, Боржоми, а теперь уже в Ахалцихе.

Акоп Чопурян, житель села Дилиф Ниноцминдского района, говорит: «Жизнь сладкая штука, но, когда смотрю на своих детей, хочу умереть».

«Я прохожу диализ уже 12-ый год, в доме уже ничего не оставил. У меня двое детей, работают для меня, у них были машины, они вынужденно их продали, для меня купили старенький жигули 05, чтобы возить меня в город и обратно», – сказал Акоп Чопурян.

Житель села Большие Гондура Мнацакан Зурнаджян, ожидающий транспорта, чтобы поехать в больницу, сказал:

«Три раза в неделю едем на гемодиализ, в этот холод стоим ждем, после процедуры диализа домой в 11 вечера добираемся, жутко уставшие, уже не хочется ни есть, ни пить», – ответил он.

Собравшиеся говорят, что их состояние облегчит только наличие диализного центра в Ахалкалаки.

«Нас 14 человек, больница предоставила нам транспорт, чтобы мы могли ехать на процедуру, однако сейчас топливо подорожало и водитель хочет больше денег, а мы, пациенты, вынуждены собрать эту сумму, чтобы заплатить ему. Из села приезжаем – траты, отсюда едем – тоже траты. 216 лари, выплачиваемые государством – вообще копейки», – посетовал Владимир Гугоян, житель села Мерения.

Владимир говорит, что он не может выполнять физическую работу, потому что он физически слаб, указывая на свою руку.

dialez

Он обратился в отдел социальной помощи при мэрии, где ему сказали, что ежегодно 1000 лари дают на лекарственные препараты.

«Они также сказали, что ваши лекарства бесплатны, но до сих пор бесплатно мы ничего не получали, мы все покупаем, я в месяц 150-170 лари трачу на лекарства, бывают случаи, когда и больше этой суммы», – ответил Владимир Гугоян.

После диализа пациенты слабеют, им нужно отдохнуть, но жители Джавахети, не имея другого выхода, слабые и уставшие вынуждены возвращаться обратно, преодолевая большое расстояние. Собравшиеся отмечают, что людям, проходящим диализ, нельзя преодолевать в день больше 20 км, однако они из села добираются до города, оттуда – в Ахалцихе, по их подсчетам, они преодолевают 180 км пути.

«И это называется лечением?», – сетуют они.

Больных из Джавахети в Ахалцихе подключают к аппаратам гемодиализа в 3-ю смену.
«Они всегда говорили про наш народ – «укана вагонши», теперь так и есть, они не могут задерживать ахалцихцев допоздна, а мы, не имея другого варианта, вынуждены ехать в то время, которое нам называют», – сказал Чопурян.

В предвыборный период принимающие диализ встретились с депутатом грузинского парламента Энзелом Мкояном, который пообещал заняться этим вопросом. После этой встречи пациенты с ним больше не встречались, чтобы узнать, в какой стадии находится данное им обещание.

С просьбой открыть центр гемодиализа в Ахалкалаки они с коллективным письмом обращались в различные инстанции. Из министерства вынужденно перемещенных с оккупированных территорий лиц, здравоохранения и социальной защиты последовал ответ, что они работают, чтобы больные получали соответствующее лечение, и что министерство не занимается вопросами строительства здания, несмотря на то, что пытаются сделать всё, чтобы пациенты лучше и с большим комфортом пользовались процедурой.

Jnews много раз затрагивал эту тему. В больнице Ахалкалаки в сентябре текущего года должен был открыться центр гемодиализа, чтобы пациентам с острой и хронической почечной недостаточностью не пришлось бы 3 раза в неделю ехать в другой город, чтобы пройти процедуру гемодиализа.
Однако центр так и не был открыт, причина – в отсутствии соглашения между местными властями Ахалкалаки, Министерством здравоохранения, центром «Скорой помощи» и клиникой «Эвекс». Однако, по словам мэра Ахалкалаки Юрика Унаняна, мэрия готовится подать заявление, чтобы правительство выделило новый земельный участок для строительства нового здания службы «Скорой помощи», а старое здание отведут под центр гемодиализа. Новая территория находится напротив нынешнего здания «Скорой помощи» общей площадью 900 кв. После подачи заявки и получения соответствующих помещений, весной начнется строительство нового здания.

Гаянэ Акоджян