В этом году в Грузии предстоит провести выборы в законодательный орган страны. В новом парламенте страны не будет мажоритарных депутатов, все будут избираться по спискам партий. Мажоритарная система обеспечивала представленность этнических меньшинств. Каким будет будущий парламент и найдется ли место для этнических меньшинств в партийных списках и как этнические меньшинства будут голосовать на предстоящих выборах, об этом и о многом другом Jnews провел беседу с Арнольдом Степаняном, руководителем неправительственной организации “Общегражданское движение – Многонациональная Грузия”, которая активно занимается различным вопросами и проблемами этнических меньшинств Грузии.

Какие изменения ждут национальные меньшинства на предстоящих выборах? 

– Для всей страны изменения есть – это электронные выборы, новая система, но хочу отметить, что во многих муниципалитетах, округах, где проживают этнические меньшинства, новые технологии будут внедрены не на 90% участках, как в остальной части Грузии, а где-то в среднем на 50% участках. Это в частности наша рекомендация тоже была, чтобы не везде внедрили, все стразу. Если количество избирателей большое, то переходит на новую систему, если маленькое (если не ошибаюсь меньше 300) то остается по старой системе. В этом наша рекомендация тоже была, что все сразу не надо делать, потому что мы наблюдали за промежуточными выборами в Кахети например и увидели, что много технических проблем, которые вызывают и интерпретируются по другому. Для пилотирования сказали, что лучше будет не везде и сразу. То есть нормально если 50% сейчас будет, люди увидят, что это такое люди поймут эту систему и через год можно уже увеличивать долю.

После выборов этого года, в парламенте не будет мажоритарных депутатов. Из двух действующих депутатов армянонаселенного Джавахети, один прошел по спискам, второй мажоритарный депутат. Как будут представлены национальные меньшинства в парламенте страны после выборов?

-Я думаю, что основные партии по спискам будут включать представителей регионов, потому что элементарно, им голоса надо получать. Если люди не будут видеть лица, представляющие их регионы, то скорее всего голосовать и не будут. То есть логично, что по крайней мере большие партии, основные партии будут включать в проходящие места представителей регионов. Но это процесс куда общественный сектор вмешиваться естественно не может, это решение по отдельности каждой партии.

Возможно ли, что представителей национальных меньшинств в парламенте страны просто не будет? 

-Это решение каждой отдельной партии. Это не решение государства, системы. Я думаю, что систему надо корректировать вообще. И мы сейчас настаиваем на том, чтобы были финансовые стимулы. Финансовое стимулирование партии, которые будут включать представителей меньшинств в свои списки. Как с гендерным вопросом, то есть чем больше количество женщин, тем больше партии получают из бюджета денег. Приблизительно такую же систему мы хотим внедрить по отношению к этническим меньшинствам. Но это опять же не обязательно. Партии могут вводить, могут нет. Хочет получать деньги будет, не хочет получать деньги не будет. Я думаю, что мало партий найдутся, которые  не хотят получить. Я думаю, что совершенно не вероятно. Я могу прогнозировать только, так как опять же повторюсь, будет все зависеть от решения партии. По моим прогнозам, есть партии, которые понимают, что если они не введут, не получат соотвественное количество голосов. Как минимум прогнозирую, что 3-4 партии введут на проходные места в своих партийных списках этнических меньшинств, по крайне мере 2 точно должны ввести.