Об армяно-грузинских отношениях, о положительных о отрицательных явлениях в этих отношениях, о возможных шагах и о многом другом в интервью с заместителем директора Института Кавказа, с доктором политических наук Сергеем Минасяном.

Как Вы оцените нынешние армяно-грузинские отношения?

На данный момент и межгосударственные отношения, и вообще отношения между обществами находятся на достаточно положительном этапе. Это обусловлено несколькими разными, но взаимосвязанными факторами. Первый и самый важный – это исторический и географический факт, это народы, которые на протяжении тысячелетий жили и боролись вместе и почти не имели никаких проблем между собой. По сравнению например с другими народами Кавказа в этих отношениях были только «отрывки» проблем. Второе, важное обстоятельство это то, что у нас довольно таки устойчивые отношения уже на новом этапе, то есть в постсоветское время. Сегодня есть некоторые проблемы, которые пока воспринимаются чувствительно. Первое – проблема Джавахети, тбилисских армян и вообще, живущих в Грузии людей армянской национальности и религиозных меньшинств, то есть – это проблемы языка, образования и статуса церквей. Ещё одна другая проблема в том, что сегодня у Армении и Грузии разные геополитические векторы, то есть проблемы с другими соседними странами. В случае с Грузией – это Россия, также конфликты в Абхазии и в Осетии, которые также в рамках той же проблемы. В случае с Арменией – это отношения с Азербайджаном и с Турцией. Это создаёт ограничения, но с другой стороны даёт новые возможности для сотрудничества.

– Какое влияние имеют армяно-грузинские отношения на Джавахети и на джавахских армян?

В первую очередь мы должны понять, что как для Армении, так и для Грузии уже тот факт, что Джавахети представляет собой географическое место, где живёт составляющее исключительное большинство, компактно проживающее национальное меньшинство – армяне, около 150 000 человек, больше чем 100 000 в муниципалитетах Ахалкалаки и Ниноцминда, то, это само собой уже воспринимается, как геополитическая проблема. Это таким же образом воспринимается не только со стороны армян и грузин, но и турков, азербайджанцев, русских и других четвёртых, пятых сил. Это факт. На сегодня самое важное по отношению нынешних властей Грузии, по моему, то, что они стараются избежать ошибок прежних властей и решать проблемы, которые направлены на интеграцию джавахских армян и созданию новых возможностей. Проблему языка Грузия не в силах будет решить ещё одно или два поколения. Всё же, мне кажется, что Джавахети будет не яблоком раздора, а мостом между Арменией и Грузией, то есть мы должны пойти по этому пути и решать эти проблемы, которые являются довольно таки серьёзными. Из ряда тех вопросов проблема образования, местного самоуправления, социальные проблемы, но самое важное то, что грузинские власти понимают, что не надо ускорять эти процессы, а надо идти вперёд с большей эффективностью, постепенно и устойчиво.

Какое влияние имеет на джавахцев железная дорога Карас-Ахалкалаки-Тбилиси- Баку?

Как мы знаем, это строительство идёт в рамках программы Азербайджана, и первое что видно, местные жители армяне Джавахети минимально вовлечены в строительные работы. Не могу сказать, это требование Азербайджана или так просто получилось. Но, будет хотя бы логично, если присутствие джавахских армян будет заметно во время эксплуатации. И всё же считаю, что геополитический фактор здесь играет свою роль.
С другой стороны джавахскими армянами отрицательно воспринимается то обстоятельство, что эта дорога фактически обходит Армению, которая для них является исторической родиной. Но окончательное представление мы сможем составить в том случае, когда эта железная дорога начнёт работать и будет ясно каким образом повлияет на джавахских армян и на регион.

А какие перспективы видите в армяно-грузинских отношениях?

Надо заметить, что даже геополитические и политические подходы создают новую ситуацию, новые проблемы, но, в то же время новые возможности. Хотя есть проблемы, которые останутся в восприятии людей. В Грузии массовое восприятие Армении или армян касается русского фактора – это присутствие российской военной базы на территории Армении. Как и то, что Армения стратегический союзник России. Противоположное восприятие есть и со стороны армян и Армении по отношению к Грузии, связанное с отношениями последнего с Азербайджаном и Турцией, как и то, что строится железная дорога Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку, которая обходит Армению и т.д..
Все эти проблемы останутся, но важно то, что после независимости Армения и Грузия как и общества этих стран и политические элиты поняли хрупкость этих проблем и пробуют взаимными переговорами эти вопросы если не решить, то хотя бы смягчить и найти общий и приемлемый вариант.

Какие шаги должны делать Армения и Грузия по отдельности, чтобы иметь устойчивые и стойкие отношения друг с другом?

Думаю и Армения, и Грузия должны максимально избегать того, чтобы третьи силы, или третьи страны вмешивались и использовали их, или Армению против Грузии, или наоборот. То есть Грузия должна понять, что нельзя использовать своё положение, чтобы ещё больше усугубить экономическую блокаду Армении, а Армения в свою очередь должна быть чувствительной и не позволить, чтобы её вовлекли в какие-то шаги против Грузии.

В вопросе Джавахети также власти Армении должны быть начеку и пробовать использовать, так сказать свой авторитет перед местным населением, чтобы предотвратить спекуляции каких-то третьих сил в проблемах Джавахети.

Центральные власти Грузии должны попробовать лучше понять те проблемы: языковые, религиозные и другие, также те требования, которые имеет местное население, так как эти требования полностью совпадают с обязательствами, которые взяла на себя Грузия перед Евросоюзом и Советом Европы.

То есть то, что требуют национальные меньшинства, в том числе армяне в Грузии, полностью исходит из той практики, которая используется в европейских странах для защиты политических, общественных, языковых, религиозных прав национальных меньшинств. Мы прекрасно понимаем, что в Грузии слишком чувствительны к этим вопросам, имея абхазский и южноосетинский пример, но считаю, что власти должны с пониманием отнестись к своим гражданам, которые никоим образом не вредят и не противоречат государственности Грузии и её стратегическим интересам.

Анушик Стамболцян