В этом году в Грузии пройдут очередные парламентские выборы, которые в результате принятых парламентом в 2020 году изменений состоятся по новой избирательной системе полного пропорционального представительства. Jnews поговорил с председателем Кавказского института мира, демократии и развития Гией Нодиа о том, какова расстановка сил на политической арене, чего ожидать от данных выборов, как новая избирательная система скажется на представительстве национальных меньшинств и о многом другом.

Чего в целом можно ожидать от этих выборов?

– Я думаю, что можно ожидать, что выборы будут напряженными. Я не думаю, что можно однозначно предсказать результат. Есть реалистичные шансы, что опять победит правящая партия, но никаких гарантий у нее для этого нет, может выиграть и оппозиция. И фактически выбор между двумя вариантами или у власти останется правящая партия, или придет коалиция различных оппозиционных сил. Конечно, есть и третий вариант, который мне кажется сравнительно менее ожидаем, это коалиция “Грузинской мечты” с какой-либо другой партией.

Какая расстановка сил на политической арене на данный момент? С какими мы имеем дело партиями?

– “Грузинская мечта”, это ясно, величина стабильная. Но что касается оппозиционного спектра, там пока разброд и шатание, там пока партии на том этапе, когда все ищут партнеров, все решают, в каком формате пойти на выборы. Поскольку есть 5%-ый барьер и среди оппозиционных партий, я думаю, только ЕНД имеет гарантированно больше 5%, есть еще партия Гахария, у которой сравнительно выше шанс преодолеть барьер, хоть и нет гарантий. Есть еще несколько других политических партий, у которых очень мало шансов преодолеть барьер. Они рассматривает различные формулы единых списков, и, я думаю, эти формулы будут найдены, и оппозиция будет представлена 2-3 такими списками.

Как Вы считаете, какая у правящий партии и оппозиции будет стратегия поведения в центре и регионах?

– Я думаю, никаких особенных принципиально новых стратегий не будет. Они будут давать обещания, критиковать друг друга. У правящей партии всегда больше ресурсов, чем у оппозиции. Естественно, что правящая партия не поскупится на расходы, потому что ей очень важно выиграть.

Насколько будут иметь место фальсификации?

– В последние годы фальсификации, в основном, не в день выборов, хотя они тоже есть, но, в основном, всякие незаконные методы используются до выборов, через запугивание, подкуп избирателей.

Будет ли традиционный акцент правящей партии на бизнес, на торг с бизнесом?

– Да, конечно, всегда как-то договариваются с бизнесом, что мы простим какие-то штрафы налоги, но если вы не будете лояльны, то у вас будут проверки и т.д. Это проверенный метод, и я не думаю, что “Грузинская мечта” от него откажется.

Как Вы думаете, с чем связано то, что в регионах с большим отрывом уверенно побеждает партия власти?

– В регионах меньше независимой политической активности. Сила оппозиции зависит от того, насколько велика независимая политическая активность, насколько политизировано население, а в регионах люди более отдалены от политики и это облегчает задачу правящей партии.

В этом году у нас впервые пройдут выборы без мажоритарных депутатов. Как Вы считаете, как это скажется на представительстве этнических меньшинств в парламенте?

– Фактически, это зависит уже от стратегии партии, насколько они внесут представителей этнических меньшинств в проходную часть своих списков. Я думаю, что это приведет, возможно, все-таки к уменьшению представительства этнических меньшинств в парламенте. Но кто-то будет представлен обязательно в этих списках. В целом, переход на пропорциональную систему имеет как позитивные, так и негативные стороны. Я думаю, позитивных сторон в наших условиях больше, но негативные стороны прежде всего заключаются в том, что любые регионы – не только нацменьшинств, будут меньше представлены. Центр тяжести и так всегда был смещен в Тбилиси, а сейчас эта тенденция усилится.

Из позитивных то, что компонент мажоритарных выборов всегда работал на руку правящей партии. В Грузии сложно менять власть через выборы, это и так проблема для демократии, в демократии не должно быть сложно менять власть. В мажоритарных выборах у правящей партии всегда больше шансов провести своего кандидата. Тогда как в пропорциональных выборах, если партия не сможет приблизиться к 50%, это значит, что она проиграет, и она должна либо пойти на коалицию с кем-то, либо уступить власть.