Во время последней армяно-азербайджанской войны Россия отклонилась от своего долгосрочного союза с Арменией, нарушив формальные обязательства и вместо этого предложив бездействие и двусмысленность. Ее слабая реакция происходит на фоне военной катастрофы и смены интересов.

Рано утром 13 сентября Азербайджан начал самое крупное нападение на Армению со времени окончания Второй Нагорно-Карабахской войны.

Через несколько часов после начала боевых действий Совет Безопасности Армении провел внеочередное заседание и принял решение обратиться за помощью как к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), так и к России – к последней на основе подписанного “Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи” в 1997 году.

ОДКБ, в уставе которой говорится, что нападение на одного члена будет считаться нападением на всех, отреагировала проведением экстренного заседания для обсуждения эскалации. Вместо оказания военной поддержки, предусмотренной договором, организация решила, что для оценки ситуации в Армению будет направлена ​​«миссия по установлению фактов» во главе с генеральным секретарем ОДКБ Станиславом Засем.

Этот ответ означал, что ОДКБ в очередной раз предпочла показательные жесты реальным действиям. Ни до прибытия миссии в Армению, ни после ее отъезда ОДКБ не осудила Баку за его беспрецедентную агрессию.

Россия также с самого начала дала понять, что не будет принимать чью-либо сторону в новой эскалации.

Все официальные заявления, исходящие из Москвы, остаются нейтральными, несмотря на доказательства и консенсус в отношении того, что в данном случае суверенная территория Армении подверглась нападению со стороны Азербайджана. В своем первом заявлении после начала боевых действий МИД России акцентировал внимание на необходимости делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, несмотря на то, что города, подвергшиеся артиллерийскому обстрелу, находились на суверенной территории Армении.

Даже обстрел азербайджанской стороной российского пограничного объекта в Гегаркуникской области Армении не смог изменить риторику Москвы.

В итоге реальной помощи от своих якобы союзников Армения так и не получила.

Города Горис, Капан, Джермук и Варденис в южных и восточных областях Армении в течение двух дней подвергались сильному обстрелу, а азербайджанские вооруженные силы оккупировали часть территории Армении. Более 200 армянских военнослужащих и мирных жителей погибли или пропали без вести.

Прекращение огня было достигнуто через 44 часа после его начала — как сообщается, при посредничестве США. Голос России заметно отсутствовал в диалоге.

Почему Россия бездействовала?

Есть несколько очевидных причин бездействия России и ОДКБ перед лицом самой смертоносной эскалации со времен окончания Второй карабахской войны; прежде всего, их уменьшающийся военный потенциал и смещение интересов в регионе.

Война на Украине была для Кремля приоритетом номер один с самого начала, и недавнее нападение Азербайджана на Армению произошло почти одновременно со значительными военными потерями России на Харьковском фронте.

Увязшая в Украине, Россия не собиралась принимать чью-либо сторону в армяно-азербайджанском конфликте или ввязываться в какую-либо конфронтацию с Баку, не говоря уже об Анкаре.

А военные неудачи Москвы в Украине, похоже, придали смелости режиму Алиева. Зная, что главный союзник Армении сосредоточил свое внимание и военную мощь в другом месте, Азербайджан использовал вакуум власти на Южном Кавказе, чтобы проверить красные линии как России, так и международного сообщества.

Пытаясь смягчить последствия западных санкций, Россия также становится все более зависимой как от Турции, так и от Азербайджана; Анкара является ключевым торговым партнером Москвы и играет жизненно важную роль в поддержании экономики России на плаву.

В начале августа президент России Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган встретились и договорились увеличить объем внешней торговли между двумя странами до 100 миллиардов долларов к 2030 году. На встрече лидеров 16 сентября Путин объявил, что Турция также согласилась платить за 25% импорта российского газа в рублях.

За несколько дней до начала боевых действий Россия, Азербайджан и Иран подписали в Баку декларацию о развитии международного транспортного коридора «Север-Юг». Этот коридор, который должен протянуться от Санкт-Петербурга до Мумбаи через Баку и Тегеран, стал жизненно важным для Москвы после ее вторжения в Украину и последовавших за этим санкций. Россия стремится компенсировать потерю доступа к европейским рынкам за счет выхода в Азию, и для этого она полагается на сотрудничество Азербайджана.

Коридор «Север-Юг»
Источник: Евразийский Банк Развития

Интересы России также изменились наряду с тем, что она продвигает более глубокие изменения в регионе, в особенности восстановление транспортных связей между Арменией и Азербайджаном.

Этот процесс был согласован в трехстороннем заявлении, подписанном Россией, Арменией и Азербайджаном, которое положило конец Второй нагорно-карабахской войне в ноябре 2020 года.

Но в последующие годы и месяцы стороны так и не смогли договориться о том, как на самом деле будет осуществляться нормализация перевозок.

Ереван неоднократно выражал заинтересованность в восстановлении всех транспортных связей, существовавших во времена Советского Союза, но подчеркивал, что этот процесс должен осуществляться с уважением к суверенитету и национальному законодательству вовлеченных стран, а также в соответствии с международными нормами.

Тем временем Баку хочет коридор через южную Армению, который соединил бы Азербайджан с его эксклавом Нахичеваном и контролировался бы Федеральной службой безопасности России (ФСБ). Ереван неоднократно заявлял, что о создании экстерриториального коридора на территории Армении не может быть и речи.

Россия заинтересована в открытии коридора, потому что хочет безопасного сухопутного сообщения с Турцией через территорию Азербайджана и Армении. Фактический контроль над коридором также усилит влияние Москвы как на Баку, так и на Ереван.

Относительная слабость и растущая зависимость России от турецко-азербайджанского тандема, а также ее желание сохранить свою роль беспристрастного посредника в армяно-азербайджанском контексте являются основными причинами бездействия Кремля во время последней эскалации.

Поскольку Москва является главным лицом, принимающим решения в ОДКБ, организация поступила как обычно и уложилась в план действий Кремля.

Что это означает для Армении?

Пассивное поведение России и ОДКБ во время последней эскалации вызвало возмущение в Армении, заставив руководство и население страны усомниться в членстве страны в ОДКБ и ее формальном союзе с Москвой.

Несколько прозападных политических партий организовали в Ереване митинги с требованием выхода Армении из ОДКБ, а высокопоставленные официальные лица Армении, в том числе спикер Национального собрания Ален Симонян и секретарь Совета безопасности Армен Григорян, публично выразили свое разочарование в России и действиях ОДКБ.

На недовольство Еревана Россией и ОДКБ намекнул даже премьер-министр Никол Пашинян во время своего выступления на 77-й сессии Генассамблеи ООН. Армения также дала четкий сигнал о своем недовольстве, отказавшись от участия в учениях Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, проходивших в Казахстане с 26 сентября по 8 октября.

Читайте также: “Старые союзники Армении потерпели неудачу, новые еще не появились”

Эти события наносят огромный удар по положению России в Армении. На данный момент даже пророссийские игроки в Армении начали понимать, что Москва не способна выполнить свои обязательства перед Ереваном.

Почти всем в Армении стало ясно, что российские средства сдерживания не работают, а ОДКБ в очередной раз доказала свою абсолютную недееспособность.

Армения была одним из учредителей организации и всегда видела в ней не только основу для взаимодействия с Москвой, но и практическую военную договоренность — членство в ОДКБ должно было гарантировать Еревану российское вооружение по выгодным ценам.

Но Россия нарушила и это, поскольку страна не только не может продавать вооружение из-за войны в Украине, но и, возможно, не выполняет уже существующие контракты.

Тем не менее маловероятно, что руководство Армении в ближайшее время инициирует процесс выхода из ОДКБ или кардинально изменит внешнеполитический курс.

Азербайджанская тактика принудительной дипломатии и продолжающаяся агрессия против Армении поставили Ереван в очень шаткое положение.

Армения не может позволить себе роскошь разозлить или еще больше оттолкнуть Россию перед лицом возобновления конфликта с Азербайджаном, и любая попытка выйти из возглавляемого Россией оборонительного альянса, скорее всего, вызовет ответные меры со стороны Москвы.

Россия имеет значительное военное присутствие в Армении, а российские миротворцы играют ключевую роль в сохранении хрупкого мира в Нагорном Карабахе.

Эти факторы, которые не могут быть проигнорированы лицами, принимающими решения в Ереване, приводят к тому, что Армения, вероятнее всего, останется формальным союзником России и членом ОДКБ в обозримом будущем.

Однако относительная слабость России и ее неспособность сдерживать Азербайджан также будут приняты во внимание. В этом новом контексте у Еревана появилось больше возможностей для маневра во внешней политике и альянсах в сфере безопасности, чем он уже активно пользуется.

После последней вспышки войны количество встреч между высокопоставленными должностными лицами Армении и их западными коллегами стало четким индикатором нового прозападного уклона Еревана. Хотя Армения, возможно, и не собирается в ближайшем будущем покидать Россию, бездействие последней положило начало процессу диверсификации внешней политики Армении. Остается смотреть, как это будет складываться в ближайшие месяцы и годы.

Автор – Тигран Григорян

Статья публикуется в рамках партнерства по обмену контентом с OC Media. Вы можете прочитать оригинал на английском языке здесь.