Очереди у пограничного пункта, проблемы общения с грузинскими военными, временные ограничения на сельскохозяйственные работы, труднопроходимая дорога и песня муллы, которая побуждает людей торопиться домой, — вот череда проблем, с которыми каждый день сталкиваются жители приграничного села Хавет, и которую можно продолжить.
Хавет расположен в 32 километрах от Ахалкалаки, на границе с Турцией. Чтобы добраться до полей своего села, жители Хавета должны предъявить пропуск и паспорт. Если у сельчанина нет при себе одного из упомянутых документов, он не может добраться до поля. Жители, являющиеся гражданами других стран, также не могут пройти на поля, принадлежащие селу. Пропуск выдается жителям села сроком на три месяца (июль, август, сентябрь). Как при получении пропуска, так и при пересечении пограничного пункта у жителей возникают проблемы с общением. Грузинские солдаты не понимают по-русски, а хаветцы не понимают по-грузински.
Поля, на которых косят траву, жители села называют Аблах. В советское время люди работали здесь группами, в колхозах, а затем члены этих групп продолжили пользоваться участками. Земли Аблаха не являются собственностью, но не все жители села пользуются этими земельными участками.
До песни муллы
На приграничных полях, принадлежащих селу Хавет, люди имеют право работать с 09:00 утра до 18:00 вечера.
В Аблахе отчетливо слышна песня муллы, которая доносится из турецких поселков.
«Первый раз спел мулла, значит уже обед, во второй раз спел – пора домой», — говорит житель села Хавет Месроп Карапетян.
Песня муллы дважды в день слышна на полях Хавета – в 13:20 и 17:20. Второй подсказывает сельчанам, что пора домой. Телефонная связь здесь недоступна, а военная база находится довольно далеко от полей. Временной дисбаланс побуждает людей ориентироваться на песню муллы.
После второй песни муллы люди спешат, заканчивают работу как можно быстрее и отправляются в путь, чтобы не остаться последним, ведь если у них возникнут проблемы с техникой, они даже не смогут позвать на помощь. В таком случае им придется оставить всё и пройти десятки километров, чтобы добраться до дома.
«Как-то раз работа затянулась, я не успел прийти домой пораньше и остался один, когда я только выехал, у меня испортился трактор, и мне пришлось пройти несколько километров, пока не восстановилась телефонная связь и я смог позвать на помощь из села», — рассказал житель села Хавет Мкртчян Норайр, который каждый год во время сенокоса сталкивается с различными проблемами.
Аблах находится на расстоянии 11 километров от села, дорога в плохом состоянии, местами даже опасна, что создает дополнительные трудности для жителей села при доставке сена домой.
В летние месяцы, когда начинается сезон сенокоса, повседневная жизнь сельчан начинается очередью на пограничной части и заканчивается пением муллы.
«Да, правда, что в селе нет недостатка в земельных участках, но есть много трудностей, но мы вынуждены, это наше средство к существованию, что поделаешь», — говорят жители Хавета.
Гриш Мкртчян