Медицинские органы и общественные группы в Грузии объединяют свои усилия для подготовки населения, и в первую очередь наиболее подверженных риску групп, к еще одной эпидемии. Эксперты говорят, что при правильном управлении оспу обезьян будет легче сдержать, чем COVID-19; однако для этого потребуется ранняя подготовка и надлежащий обмен сообщениями.
Около 40 дней назад, после первой крупной вспышки за пределами Африканского континента, генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Адханом Гебрейесус объявил оспу обезьян “глобальной чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения, вызывающей международную озабоченность”.
В настоящее время вирус в значительной степени поражает гомосексуалистов и бисексуальных мужчин, трансгендерных женщин, а также мужчин, вступающих в гомосексуальные контакты, но идентифицирующих себя как гетеросексуалы.
“Крайне важно, чтобы группы, которые в настоящее время подвергаются наибольшему риску заражения, знали об оспе обезьян”, – сказал Василий Есенаманов, координатор программы по чрезвычайным ситуациям в сфере здравоохранения ВОЗ на Южном Кавказе OC Media.
Есенаманов подчеркнул, что “любой человек, будь то МСМ (мужчин, имеющих половые контакты с другими мужчинами) или нет, может заразиться оспой обезьян”.
Открытый разговор об оспе обезьян и группах, которых она затрагивает больше всего на данном этапе, также может снизить риск того, что правительства в конечном итоге будут медлить с принятием своевременных превентивных мер.
В Грузии социальная и политическая гомофобия действительно может представлять еще одну опасность для общественного здравоохранения, и местные органы здравоохранения, похоже, осознают эту проблему.
Вероятно, потребуются скоординированные усилия медицинских властей, лиц, принимающих высшие политические решения, и общественных лидеров, чтобы найти баланс в публичных сообщениях, а также обеспечить по крайней мере некоторые вакцины, чтобы уберечь Грузию от крупной вспышки.
Новый парень в городе
15 июня Национальный центр по контролю заболеваний и общественному здравоохранению Грузии (NCDC) сообщил о первом случае оспы обезьян, с одной целью – проинформировать общественность, что они отлично протестировали свою систему быстрого реагирования.
Оспа обезьян, или MPXV, является новым генетическим родственником хорошо известного вируса натуральной оспы, который был ликвидирован во всем мире к 1980-м годам благодаря успешной транснациональной кампании массовой вакцинации.
По данным NCDC, первый заболевший в Грузии, который ранее путешествовал в Европу, был изолирован, протестирован и вскоре после этого выписан из больницы. Они также внимательно проследили за его недавними контактами на предмет типичных симптомов.
NCDC сообщил OC media, что они не видят повышенного риска вспышки оспы обезьян, но предупредили, что в конечном итоге это будет зависеть от “интенсивности ее передачи во всем мире и возможного изменения скорости ее передачи в результате возможной мутации вируса”.
Большинство людей выздоравливают от оспы обезьян в течение нескольких недель, не нуждаясь в каком-либо лечении или вакцине, но ее симптомы очень неприятны.
Обычно болезнь начинается с лихорадки и увеличения лимфатических узлов, а кожная сыпь, переходящая в поражения, кажется, является худшим воспоминанием, о котором говорят все недавно выздоровевшие пациенты; сыпь появляется не только на лице, но часто также на гениталиях и заднем проходе и обычно вызывает сильный дискомфорт и боль.
Ведение подозреваемых и предполагаемых дел
В мае органы здравоохранения Грузии разработали План реагирования на вспышку оспы обезьян, набор предварительных рекомендаций по профилактике случаев оспы обезьян и ведению дел, включая протокол отслеживания контактов.
План определил “беременных женщин, детей, лиц с ослабленным иммунитетом, мужчин, имеющих половые контакты с другими мужчинами (МСМ), путешественников и медицинский персонал” в качестве групп высокого риска и заявил, что их следующей целью является разработка стратегии информирования о рисках и вовлечения сообщества и плана действий.
Согласно рекомендациям, грузинские медицинские работники будут рассматривать любую необъяснимую острую сыпь, которая сочетается с головной болью, высокой температурой, воспалением лимфатических узлов, мышечными болями, тугоподвижностью суставов, болями в спине или аномальной физической слабостью, как подозрительный случай оспы обезьян.
Если у пациента было несколько анонимных сексуальных контактов или история поездок в страны, где оспа обезьян эндемична, за 21 день до появления симптомов, они будут считаться ‘предполагаемым’ случаем оспы обезьян.
Грузинское медицинское руководство, похоже, рассматривает воздушно-капельное заражение как маловероятное, поскольку официальный грузинский протокол рекомендует, чтобы тот, у кого был “малорискованный контакт” с инфицированным или возможно инфицированным человеком, продолжал свой распорядок дня. Единственным требованием является оставаться в том же географическом районе, чтобы за ними следили.
Те, кто, возможно, контактировал с потенциально зараженными объектами, будут рассматриваться как “контакты среднего риска”, и им будет дано указание держаться подальше от детей младше 11 лет, беременных женщин и людей с сильно ослабленным иммунитетом.
Тем, кто непосредственно контактировал с больным оспой обезьян, будет “рекомендовано” пройти 21-дневный карантин под пристальным наблюдением в течение семи дней. При наличии кожных или респираторных симптомов человеку будет рекомендовано держаться подальше от других членов семьи, включая домашних животных, “насколько это возможно”.
В случаях госпитализации с неподтвержденными, но возможными случаями оспы обезьян NCDC предписал медицинским службам изолировать пациента в отдельной палате с отдельной ванной комнатой, с ограниченным доступом в другие части помещения. Также пациент должен передвигаться только с защитной маской и закрытыми поражениями.
NCDC будет рассматривать медицинских работников и лабораторный персонал как категорию высокого риска, имеющую право на вакцинацию в течение четырех дней после непосредственного возможного контакта, “если она доступна”.
Есть ли надежда на вакцины от оспы обезьян для грузин?
Бека Габададзе, организатор грузинского квир-сообщества и социальный работник в Танадгоме, рассказала OC Media, что он был не столько обеспокоен нерешительностью гомосексуалистов обращаться к поставщикам медицинских услуг, сколько отсутствием в настоящее время превентивных механизмов.
“Я вижу проблему в том, что у нас нет ничего для профилактики, включая вакцины, которые уже доступны в других странах… У меня такое впечатление, что это даже не запланировано”.
В настоящее время во многих экономически развитых странах, таких как США, Австралия и Великобритания, идет гонка за запасами Джиннеоса (также известного как Имванекс или Имвамуне), вакцины против оспы, которая эффективна против оспы обезьян.
В настоящее время ВОЗ не рекомендует массовую вакцинацию против оспы обезьян, но существует растущий спрос на нее среди целевых групп.
На ранней стадии потенциальной вспышки оспы обезьян Грузия, по-видимому, частично полагается на вакцинацию против оспы позднесоветской эпохи. Как ВОЗ, так и органы здравоохранения Грузии считают это в значительной степени эффективным средством против оспы обезьян.
NCDC Грузии подтвердил OC Media, что они рекомендовали Министерству здравоохранения приобрести вакцины против оспы обезьян. В NCDC также заявили, что они внимательно следят за наметившимся глобальным увеличением производства вакцин.
Недавно пользователи Grindr, популярного приложения для квир-знакомств, начали видеть форму онлайн-опроса на своих мобильных экранах. Идея анкеты изначально исходила от Европейского центра профилактики и контроля заболеваний, переведенного NCDC на грузинский язык.
Продолжение статьи доступно на сайте OC media. Статья публикуется в рамках партнерства по обмену контентом с OC Media. Вы можете прочитать оригинал на английском языке здесь.