Индивидуальный предприниматель Асмик Шахбекян для расширения семейного бизнеса участвовала в грантовом конкурсе LAG – Группы местного развития – по программе Евросоюза ENPARD-2 и выиграла грант. Сегодня ручное производство кожаных изделий продвинулось, но для дальнейшего развития бизнес встал перед некоторыми проблемами.
Выигранный проект составлял 22 500 лари. Из общей суммы 9 500 лари вклад самого заявителя, остальное грант. Кожгалантерейный бизнес Шахбекянов после получения гранта развивается, но они не могут найти работников для выхода на производственный уровень, а также не могут приобрести подшивочный станок.
На сумму гранта Шахбекяны приобрели барто подшивочную машину, гравюрную машину, привели в порядок цех: построили санузел и провели отопительную систему.
“Мы довольны, есть у нас продвижение после получения гранта, не успеваем с заказами. Программа для нас была стимулом. Мы работаем вручную, нам сейчас нужен обшивочный станок, и мы смогли бы шить в день около 30 пар туфель. Проблема еще и в работниках, мы не можем их найти”,- говорит Вагаршак Шахбекян.
У них были ученики, но у кого хорошо получалось, они научились и ушли, а другие просто не смогли освоить ремесло.
Вагаршак Шахбекян думает, что для обучения учеников нужна отдельная программа.
“Во время учебы ученики все равно портят кожу, а если будет отдельный проект для обучения, бизнес не пострадает”, – говорит он.
Шахбекяны потомственные сапожники. Этим делом занимался еще дед Вагарша – Арминак, отец, брат, уже жена – Асмик. Он хочет, чтобы дело продолжил и сын, но пока он маленький, не определился.
Семья Шахбекянов хотела расширить и увеличить обороты производства, у них получилось. Вагаршак сам моделирует, сам шьёт, все производство ручное, помогает Асмик. Они шьют женские и мужские туфли, сапоги, полу сапоги, готовят кожаные ремни, кошельки и другие кожаные изделия.
Вагашак сейчас шьет по заказу, но уже собирается шить на продажу.
“Чтобы приходили в цех, посмотрели, купили”.
Но пока не получается, потому что не может найти работников, которые после учебы остались бы у него и работали бы.
Шахбекян говорит, что его туфли можно носить три сезона и добавляет.
“Кожаная обувь не должна терять свой вид и по мере изнашивания должна становиться еще красивее”.
Покупатели его изделий в основном местные, хотя у него бывают заказы и из Тбилиси и из-за границы. Средняя цена 150-200 лари. У него заказывают обувь те люди, у которых проблемные ноги (большой размер, ноги с разными проблемами).
По словам Вагаршака Шахбекяна, если они с ручного производства перейдут на механизированное, то цена обуви и кожаных изделий может снизиться.