О геополитике после начала войны в Украине, место стран Южного Кавказа в новых реалиях политики и о многом другом JNEWS побеседовал с ведущим экспертом Грузинского центра стратегического анализа (GSAC) Гелой Васадзе.
С начала войны в Украине прошло почти пол года. Как в итоге разделился мир?
-Все пошли в одну сторону практически. Все разговоры про то, что Россия легко может победить всех, закончились тем, что Украина, не обладающая тяжелым оружием на тот момент, обладающая только Джавелинами и стингерами, что является оружием вообщем-то для партизанской войны, сумела остановить Россию. Сумела заставить Россию отойти от северных областей и сумела выдержать наступление на Донбасе. Теперь следующий этап войны это, что будет когда у Украины будет тяжелое оружие.
Второй момент если сразу же отключить от SWIFT несколько банков и внести какие-то подсанкции-это не приводит к развалу экономики большой страны. При всем при этом экономика подвержена рискам-да. Все становится хуже, но при всем при этом – это не смертельно. Это второй вывод, который мы можем делать, более того если не продавать нефть и газ в Европу, то можно продавать нефть и газ Китаю, Индии хоть и по меньшей цене. Третьи вывод, если нет запчастей, современных технологии, то производство останавливается. И четвертый вывод если какую-то большую страну отлучают, возникает дефицит и рост цен по всему миру. Вот 4 вывода, которые можно сделать.
Стало абсолютно понятно ни кто, кого поддерживает, а стало абсолютно понятно у кого какие интересы. Что касается Европы, Европе было очень сложно отказаться от торговли с Россией, но Европа прекрасно поняла что ее ждет в случае вдруг Украина проиграет. Потому что на снарядах, которыми стреляли по Киеву было написано не на Киев и даже не на Варшаву было написано на Берлин. И политики в Европе прекрасно поняли эту “шутку” и поняли, что это не шутка.
С Европой все понятно, коллективный запад, которого нет стал коллективом в этом вопросе. Хотя при всем при том, каждый хочет минимизировать свои потери-это понятно. И каждый хочет как-то выйти из этой ситуации то есть, то что Европа откажется от Российского газа было очевидно. Но то, что как Европа откажется от российского газа, каким путем и какой ценой – вот за это и сейчас идут определенные баталии.
Где место стран Южного Кавказа в новых геополитических реалиях?
– С одной стороны Грузия – это член “Рамштайна” – это расширенная коалиция анти российская. Это аспирант НАТО и тд. Естественно Грузия присоединилась ко всем международным санкциям. Но есть и другая сторона медали. Это то, что Грузия отказалась внести свои национальные санкции. Ни одни наш сосед не ввел национальных санкции, но Грузия всегда бежала впереди паровоза всегда, правильно-это первое. И второе, Грузия оказалась в числе стран, подчеркну, которые подозревается в обходе санкции. Из наших соседей в том числе там оказались Турция, Иран и Армения. Азербайджан не оказался, кстати.
Я больше чем уверен, что определенный обход санкции через Азербайджан наверняка тоже реализуется. Но нужно хорошо понимать, что этот обход реализуется следом за США. Речь идет о том, что когда мы говорим о санкциях есть кое какие вещи, которые США все равно нужно закупать у России. Например титан, редкоземельные элементы и тд. Одно дело когда договариваются и делают такое окно, форточку, через которое можно это делать, а другое дело когда отдельные бизнесмены с ведома или без ведома властей пытаются на этом сделать деньги. Если без ведома властей- это уже прокол спец служб. Поэтому Азербайджана там нет.
Какие санкции обходят Грузия и Армения?
– Опять таки не указано там, что, но если мы про Армению, то про Армению упоминается впервые. А про Грузию это целая “пьеса” в многих актах. С начала об обходе санкции заговорили украинцы. И это выглядело как троллинг, был Арестович, был Подоляк власти Грузии огрызались. В Армении всего этого просто не было, чтобы вы понимали. Я всегда говорил о том, что мне интересно они просто тролят или это информация США, которую США не озвучивает, пока. Оказалось второе. О санкциях заговорил сам Макфол (координатор по Украине). Стало ясно, что это серьезно. Нужно хорошо понимать и в Грузии, и в Армении, и в Азербайджане очень много выходцев из наших стран имеют большие бизнесы в России, связаны с российским бизнесом. И понятно, что они через свои связи хотят реализовать.
Что касается Грузии, тут у нас еще фактический полноправный хозяин Биздина Иванишвили, который конечно-же сделал состояние в России у которого конечно-же там огромные связи. Понятно, что все эти связи сейчас заработали. Потому что обход санкции-это еще и огромные деньги, но при этом -это и огромный риск. Сейчас мы находимся в следующей ситуации, если мы говорим о Грузии, то мы видим очень истерическую реакцию власти. Потому что понятно, что санкции против Бидзины Иванишвили-это санкции против Грузинской мечты. И если его начнут “валить” то ничего хорошего для нашей власти не будет. Что касается Армении, она очень активно начала действовать на европейском и американском треке, есть там с кем работать, вообщем-то и работают ребята для того, чтобы создать для себя подушку безопасности. Потому что понятно, что зависимость Армении от России достаточно велика. И что касается Азербайджана, то тут скорее всего имеет место договоренность между США и Россией, чтобы Азербайджан был некоим посредником между ними.
Насколько чревато Армении и Грузии обвинения в обходе санкции?
– Для Армении я думаю чревато в том плане, что под санкции могут попасть представители бизнеса, но я сомневаюсь, что это будет чревато для властей Армении. Вполне возможно это будет использована Пашиняном, для того, чтобы вычистить остатки своих противников, там чистка и так идет внутри страны. Что касается Грузии то тут речь идет о конкретных санкциях против представителей власти и против главного, единственного представителя власти Бидзины Иванишвили. И тут намеки слишком прозрачные вплоть до того, что Еврокомиссия говорит о деолигархизации и тд. В Армении это санкции против бизнесменов и пророссийских сил. А в данном случае это будут санкции против Грузии.