Строительство 33-метровой статуи на горе Хатис спонсирует Гагик Царукян, один из самых богатых людей Армении. Проект вызвал у многих опасения по поводу рисков, которые статуя может представлять для других природных и культурных памятников на горе.
В статье, опубликованной 11 июля, Hetq, известное армянское издание, занимающееся расследованиями, сообщило, что фонд Гагика Царукяна получил в собственность более 140 гектаров на вершине горы за 13 миллионов драм ($31 600). Передача собственности была одобрена местными органами власти нескольких деревень провинции Котайк, откуда родом Царукян.
Гора Хатис, вершина которой находится на высоте 2500 метров, считается одним из самых выдающихся природных памятников Армении.
Царукян, бывший депутат парламента от партии “Процветающая Армения”, предложил спонсировать строительство статуи ранее весной, чтобы помочь народу Армении “выйти из отчаяния”.
Статуя была спроектирована Арменом Самвеляном, который стал победителем конкурса проектов статуи, объявленного Царукяном.
По прогнозам, высота статуи составит 33 метра, не считая пьедестала, который должен быть в два или три раза выше самой статуи. Царукян сказал, что хочет, чтобы статуя была видна из любой части страны, “как в Рио-де-Жанейро”.
Для сравнения, статуя Христа-Искупителя, возвышающаяся над бразильским городом, имеет высоту 30 метров на 8-метровом пьедестале.
В начале июля премьер-министр Армении Никол Пашинян высоко оценил эту идею и заявил, что статуя привлечет в Армению больше туристов.
“Я надеюсь, что наши соответствующие органы обсудят этот вопрос в свое время”, – сказал Пашинян на заседании кабинета министров 7 июля. “Существует необходимость в ряде административных решений, они примут эти решения, и проект будет продвигаться вперед”.
Министр экономики Армении Ваан Керобян также выразил поддержку этой идее.
Министерство образования, науки, культуры и спорта опубликовало заявление, в котором предварительно одобрило это предложение, хотя и с некоторыми серьезными оговорками. В нем отмечалось, что сооружение статуи может нанести ущерб или нарушить археологические памятники бронзового века, обнаруженные на вершине горы. Оно также призвало Царукяна воздерживаться от любой незаконной деятельности на территориях, охраняемых государством.
Строительство статут уже началось и затем было приостановлено. Ожидается, что в ближайшем будущем правительство проведет дальнейшие обсуждения этой темы. Царукян сказал, что после завершения строительства статуи он ожидает дальнейшего строительства отелей и ресторанов рядом с горой.
Эко-активисты в Армении также выразили обеспокоенность по поводу экосистемы горы и отсутствия общественных обсуждений до утверждения строительства.
Яша Соломонян, президент Армянской ассоциации профессиональных гидов, сказал MediaLab, что статуя Иисуса не имеет никакого отношения к “армянской культуре”, и ее “туристическая значимость будет невелика”.
“Для нас неприемлемо устанавливать этот памятник, который не является аутентичным и не подходит нам”, – сказал Соломонян, добавив, что на горе также проходит важный туристический маршрут.
Армянская Апостольская церковь еще в марте, когда бывший политик объявил о своих планах, также выступила против предложения Царукяна. Церковь заявила, что одобрит только дизайн рельефов с изображением Иисуса в стиле традиционных армянских хачкаров.
Высший духовный совет призвал “авторов и участников инициативы воздерживаться от проектов, противоречащих традиции” Армянской Апостольской Церкви и “руководствоваться подходами, соответствующими нашей национально-церковной культуре, экклезиологическим и богословским принципам”.
Несмотря на политические разногласия, правительство Армении решило отказаться от налогов на сумму 4,2 миллиарда драм ($10 млн) на казино, принадлежащее Царукяну, параллельно с обсуждениями, проведенными по поводу статуи.
Партия Царукяна “Процветающая Армения” была одной из самых известных оппозиционных групп, требовавших отставки Пашиняна после Второй Нагорно-карабахской войны.
В недавнем интервью местным СМИ о будущей статуе Царукян сказал, что с тех пор в его позициях “ничего не изменилось”.
Статья публикуется в рамках партнерства по обмену контентом с OC Media. Вы можете прочитать оригинал на английском языке здесь.