Ангела Меркель дала первое интервью после ухода с поста канцлера Германии, в котором объяснила свою позицию по непредоставлению Плана по членству в НАТО Грузии и Украине.
В большом интервью Deutsche Welle она признала, что «разочаровала Грузию и Украину» тем, что в 2008 году отказалась предоставлять этим странам План действий по членству в НАТО. Меркель подтвердила, что Грузию и Украину очень хотели принять в НАТО страны Восточной Европы и США, но Путин «решил бы, что это объявление войны».
Вместе с тем Меркель считает , что теперь все эти дипломатические предосторожности «не имеют значения» — вторжению России в Украину нет оправдания: «Это объективное нарушение всех международных законов и всего того, что вообще позволяет нам в Европе жить в мире».
Меркель о вступлении Грузии и Украины в НАТО
В интервью Меркель защищала свое несогласие со вступлением Украины и Грузии в НАТО в 2008 году и отметила, что не жалеет об этом.
На саммите НАТО в Бухаресте было заявлено, что эти две страны присоединятся к альянсу в какой-то момент в будущем. Однако из-за активного сопротивления Германии и Франции так и не был инициирован «План действий по членству», что бы позволило им присоединиться к альянсу в период от 5 до 10 лет, отмечает DW.
В апреле президент Украины Владимир Зеленский выступил с резкой критикой в адрес Ангелы Меркель и бывшего президента Франции Николя Саркози, заявив, что их отказ предоставить Украине ПДЧ был явным «просчетом», который придал смелости России.
Меркель ответила на эти обвинения в интервью и заявила, что если бы НАТО предоставило им членство, президент России Владимир Путин мог бы нанести «огромный ущерб Украине».
Deutsche Welle отмечает, что Россия вторглась в Грузию менее чем через шесть месяцев после этого заявления в Бухаресте, «спровоцировав первую войну в Европе в 21 веке».
Однако Меркель отметила, что не жалеет о том, что не сделала больше или не действовала по-другому, чтобы предотвратить войну: «Я не виню себя», сказала она.
«Недавно Зеленский заявил, что если бы Украина была членом НАТО, мы бы активно защищали ее сегодня своими военными. Однако это процесс, и в этом процессе я знала, что Путин сделает что-то, что не будет хорошо для Украины.
Именно поэтому я была против, и в итоге результатом стал отказ от Плана действий по членству, что разочаровало Грузию и Украину.
И чтобы не допустить полного распада НАТО, потому что все восточноевропейцы были за, потому что президент Буш был за, мы тогда сказали, что в определенный момент она может стать членом НАТО. Путин был недоволен этим и был начеку. Но сейчас это не имеет значения. Это не оправдывает действия Путина сегодня. Хочу сказать, что это были мои мотивы в то время».
Меркель также назвала системные проблемы с коррупцией в Украине в качестве причины для блокировки их членства.
«Президент Зеленский мужественно борется с коррупцией, но в то время Украина действительно была страной, которой управляли олигархи, и поэтому нельзя было просто сказать: «Окей, завтра возьмем их в НАТО», — сказала она.
«Это была не та Украина, которую мы знаем сегодня. Это была Украина, которая была очень, очень разделена политически», — сказала она. «Это не была стабильная демократия. И когда вы принимаете страну в НАТО — а План действий по членству является явным предшественником этого — вы должны знать, что мы тогда действительно готовы защитить такую страну, если произойдет нападение…»
«Во-вторых, я была совершенно уверена… что Путин просто так этого не оставит. С его точки зрения, это было бы объявлением войны».
Меркель о Путине
Бывший канцлер настаивала на том, что не была наивной в отношениях с президентом России Владимиром Путиным.
«Дипломатия не является неправильной только потому, что она не сработала», — сказала она. Вместе с тем Меркель уверена, что «военное сдерживание — единственный язык, который он понимает».
Путин говорил ей, что распад Советского Союза был «худшим событием 20-го века». Меркель ответила, что для нее, как человека, выросшего в коммунистической Восточной Германии, падение Берлинской стены означало, что она может жить свободно.
Однако Путин, по ее словам, «ненавидел» западную модель демократии и хотел «разрушить» Европейский союз.