Правительство Грузии официально подало заявку на вступление в ЕС 3 марта 2022 года, несмотря на то, что ранее планировало не делать этого до 2024 года. На фоне скептицизма по поводу того, готова ли Грузия к этому процессу, мы провели сравнительный анализ демократии в Грузии и демократий стран, получивших статус кандидата или принятых в ЕС в последние 20 лет.
Решение правительства направить заявку было вызвано заявкой Украины, поданной за несколько дней до этого, а также растущим давлением со стороны грузинского общества.
Несмотря на чрезвычайные обстоятельства, некоторые утверждают, что полная интеграция может занять десятилетия, если не будут снижены стандарты для вступления в ЕС.
Страны, стремящиеся стать членами ЕС, должны соответствовать нескольким строгим критериям, известным как Копенгагенские критерии, чтобы иметь право на членство. Их можно разделить на три группы:
(1) политические критерии, в основном относящиеся к демократии, верховенству закона и правам человека,
(2) экономические критерии
(3) административный и институциональный потенциал.
Грузия, наряду с Украиной и Молдовой, теперь ждет, что ЕС либо предоставит им статус кандидата, либо отклонит их заявку, что станет серьезным ударом по стремлениям Грузии в ЕС.
Согласно данным Freedom House и Varieties of Democracy, все страны, которые стали членами ЕС за последние два десятилетия, имели более высокий уровень демократии, когда им был предоставлен статус кандидата, чем Грузия в 2022 году.
Однако Грузия имеет более высокие показатели демократии, чем другие страны, получившие статус кандидата, но еще не ставшие членами ЕС.
Оценки Freedom House свидетельствуют о том, что все страны, которые стали членами ЕС за последние два десятилетия, были более демократичными во время подачи заявки, чем Грузия в 2022 году.
Результаты исследования охватывают период, когда этим странам был предоставлен статус кандидатов и начались переговоры о вступлении, и до официального вступления в ЕС.
Данные проекта Varieties of Democracy project (V-Dem) показывают несколько иную картину.
Согласно индексу электоральной демократии V-Dem, демократия в Грузии в 2022 году соответствует уровню электоральной демократии Болгарии и Румынии, когда им был предоставлен статус кандидата, а также когда они стали членами ЕС в 2007 году.
Более того, баллы Румынии в индексе электоральной демократии на момент начала переговоров с ЕС о вступлении, а также на момент становления полноправным членом союза были чуть хуже, чем баллы Грузии по тому же индексу в 2022 году.
Проект V-Dem содержит и более требовательный индекс демократии, известный как индекс либеральной демократии. Этот индекс показывает аналогичную картину. Румыния – единственная страна, ставшая членом ЕС в 21 веке, которая имела более низкие баллы в индексе либеральной демократии на момент начала переговоров с ЕС о вступлении, чем Грузия в 2022 году.
По данным Freedom House, некоторые из стран, которые все еще являются кандидатами в ЕС, имели сопоставимый с Грузией уровень демократии в период, когда ЕС предоставил им статус кандидата.
Например, на момент получения статуса кандидата Албания и Северная Македония (по 10 баллов) лишь на 1 балл опережали Грузию 2022 года (9 баллов) .
Что касается демократии в Турции, то в 1999 году, когда ей был предоставлен статус кандидата, у нее были более низкие оценки Freedom House (7), чем у Грузии в 2022 году (9). Однако переговоры с Турцией о вступлении в ЕС были обусловлены улучшением показателей демократии и не начинались до тех пор, пока оценка Freedom House не улучшилась до 10 баллов из 14.
Данные проекта Varieties of Democracy (V-Dem) представляют иную картину. Согласно индексу электоральной демократии V-Dem, уровень демократии в Грузии в 2022 году выше, чем в пяти других странах на момент предоставления им статуса кандидата.
Аналогичным образом, Индекс либеральной демократии показывает, что демократия в Грузии в 2022 году сильнее, чем в Албании, Северной Македонии, Черногории и Турции на момент предоставления им статуса кандидата. Что касается Сербии, то ее баллы в 2012 году, когда ей предстоставили статус кандидата, были такими же, как у Грузии в 2022 году.
Несмотря на то, что качество демократии в Грузии отстает от стран-членов ЕС, международные индексы демократии показывают, что Грузия столь же демократична, а иногда и более демократична, чем другие нынешние кандидаты в ЕС на момент предоставления статуса.
Автор – Гиви Силагадзе
Статья публикуется в рамках партнерства по обмену контентом с OC Media. Вы можете прочитать оригинал на английском языке здесь.