В Ахалкалакском муниципалитете часто и государство, и международные, и неправительственные организации объявляют грантовые конкурсы на развитие сельского хозяйства, однако население участвует неактивно. Jnews решил узнать, почему фермеры Ахалкалаки не особо пытаются безвозмездно получить средства для развития своего источника доходов.
В Ахалкалакском муниципалитете для развития сельского хозяйства и бизнеса уже несколько лет активно объявляются грантовые конкурсы. Это и программа ENPARD Евросоюза, и конкурсы USAID, и многих других организаций, а также государственные.
Причины, по которым население Ахалкалаки неактивно в этих конкурсах, разные:
Некоторые причиной пассивности называют отсутствие собственных средств. Гранты на развитие сельского хозяйства и бизнеса в основном выдаются с софинансированием проекта. Процент софинансирования в разных проектах разный.
Оганес Асланян из села Сирква участвовал, выиграл грант, но потом, по его словам, отказался от финансирования.
“Я выиграл грант на трактор, но потом отказался, не смог найти свою долю финансов, хотел взять в кредит, но не получилось”, – говорит Оганес Асланян.
Оганес Арутюнян тоже считает, что отсутствие собственных средств делает людей пассивными.
“40% или 60%, или другой процент при приобретении сельхозтехники – это огромная сумма для земледельца. Откуда людям найти в наличии сразу такую сумму. А то все хотят купить технику, кто откажется”, – говорит он.
Житель села Куликам, который не назвался, причиной пассивности считает незнание грузинского языка.
“Для участия нужно знать грузинский язык, там ты должен подписываться, не можешь понять, под чем подписываешься”, – говорит он.
Некоторые свою пассивность объясняют тем, что нужно писать бизнес-проекты, заполнять анкету, что для большинства фермеров трудно, особенно на грузинском языке.
Некоторые не информированы о грантовых конкурсах.
Степан Ктцян разводит рыбу в селе Бежано, по его словам, его бизнесу нужна помощь. Он не знал, что есть грантовые конкурсы. Узнав, сказал, что обязательно поучаствует.
Некоторые знают, интересуются, пробуют и разочаровываются, если не выигрывают.
Чахалян Арамаис из села Модегам знает о грантовых конкурсах, много раз писал, но разочарован в них.
“Я разочарован, больше не пишу, несколько раз написал, ничего не выиграл. В последний раз написал в прошлом году, но не выиграл”,- говорит он.
Эдуард Памбухчян из села Модегам знает о грантовых программах, объявленных в муниципалитете, но он тоже не выиграл ни в одном конкурсе.
“Осенью написал заявку о приобретении солнечных батарей, но пока положительного ответа не получил. Правда, незнание языка вызывает затруднение, но находим того, кто может написать проект. В нашем селе никто ни разу ничего не выиграл. Одна женщина из нашего села тоже несколько лет назад написала заявку на грант по приобретению оборудования для выпечки и не выиграла. Если бы кто-то среди нас выиграл, мы были бы заинтересованы. А так, разочарованы”,- говорит Эдуард Памбухчян.
Есть среди населения те, которые считают, что гранты дают по знакомству.
Артур из села Хулгумо говорит, что он участвовал в грантовом конкурсе, хотел приобрести трактор. Он считает, что без знакомства грант невозможно выиграть.
По словам координатора Центра защиты и развития экономики SEREC Вагаршака Шахбекяна, проблема пассивности в том, что люди не могут грамотно и внятно представить идею. Он перечислил несколько основных причин пассивности населения.
“Первое – информирование, у многих организаций, проводящих конкурсы, в Ахалкалаки нет представителей. Кто у нас регистрируется, мы им отправляем информацию о программах, знаем уж, чего они хотят. А кто не регистрируется, они не знают.
Второе – кроме проблемы незнания языка, ещё не могут заполнить анкеты, часто даже грузины не могут это сделать, хотя все несложно, но многим трудно”, – сказал Вагаршак Шахбекян.
По словам Шахбекяна, в этом году увеличилось количество участвующих в грантовых конкурсах. Так в офис SEREC в Ахалкалаки за последний месяц обратилось около 100 человек за консультациями о грантовых программах, по предварительным данным более 25% прошедших консультацию подали заявки на финансирование.