После вторжения России в Украину и массовой эмиграции русских, украинцев и белорусов, стремящихся избежать войны, репрессий и последствий разрушительных санкций, аренда квартир в столицах Армении и Грузии выросла более чем вдвое.
Нарине Геворкян, студентка, живущая в Ереване, уже более двух лет снимает трехкомнатную квартиру недалеко от центра города со своими пятью друзьями примерно за $260 в месяц. Домовладелец выселяет их, потому что они не в состоянии платить дополнительные $150 в месяц.
“Мы все еще не нашли новый дом. Цены слишком высокие”, – сказала Геворкян OC Media. Если она в ближайшее время не найдет квартиру, то у нее не будет возможности продолжать посещать занятия, и у студентки не останется иного выбора, кроме как приостановить свое обучение.
Мало чем отличается ситуация и в Тбилиси.
Наталья (она попросила не называть ее фамилию) уже почти год снимает однокомнатную квартиру в Тбилиси. На второй неделе марта домовладелец попросил ее срочно освободить квартиру, так как “из России приезжают” его родственники.
Наталья попыталась предотвратить выселение, предложив повысить арендную плату.
“Я предложила заплатить 800 лари ($250 ) вместо оговоренных 600 лари ($190 ), и он согласился”, – рассказала Наталья OC Media.
Со временем Наталья узнала, что владелец ее квартиры сдавал еще несколько квартир и рассказывал всем своим жильцам одну и ту же историю о предполагаемых родственниках, приезжающих из России, требуя освободить квартиры. Он просто использовал эту историю, чтобы повысить арендную плату для всех арендаторов.
Но на этом испытания Натальи не закончились.
“Несколько дней спустя с моего балкона упала труба и повредила машину соседа. Домовладелец потребовал, чтобы я возместила ущерб, а когда я отказалась, он велел мне съезжать”, – объяснила Наталья. Дополнительных 200 лари ($60), похоже, было недостаточно.
Риелторы и агентства по недвижимости в обеих столицах рассказали OC media, что цены взлетели даже в районах, расположенных далеко за пределами туристических центров. По словам оппозиционного депутата Ваге Акопяна, ежедневно в Ереван прибывает около 6000 россиян. По состоянию на 8 марта, в город по разным оценкам прибыло до 80 000 граждан России.
Министр внутренних дел Грузии Вахтанг Гомелаури в четверг заявил парламенту, что количество российских граждан, пересекших грузинскую границу в этом году, было на 50% ниже, чем за аналогичный период 2019 года, хотя он и не назвал конкретную цифру.
До этого, 7 марта, министр экономики Грузии Леван Давиташвили заявил, что в этом году в Грузию прибыло 20 000-25 000 российских туристов, что сравнимо с данными 2020 года.
Приток десятков тысяч людей, ищущих долгосрочное жилье, на Южный Кавказ, в города с относительно небольшим населением (в Ереване проживает 1 млн человек, в Тбилиси – 1,2 млн) привел к беспрецедентному росту спроса на жилье и соответствующему росту цен.
В Ереване, например, арендная плата за квартиру с одной спальней, которая варьировалась от 150 до 400 долларов, сейчас составляет в среднем 600-700 долларов. Аналогичное увеличение цен произошло и в Тбилиси.
И Армения, и Грузия предлагают безвизовый въезд для граждан России и Беларуси. Россия имеет взаимный безвизовый режим с Арменией, однако граждане Грузии должны иметь визу для въезда в Россию. Последнее требование стало одной из жалоб, звучащих во время недавних протестов в Грузии. Люди требовали отменить в Грузии безвизовый режим для граждан России.
Война, преследования и экономический коллапс
Приток населения в Армению и Грузию начался 24 февраля, когда Россия напала на Украину, используя прилегающую к Украине территорию, включая сепаратистские регионы Донецка и Луганска, Крым и Беларусь, для вторжения на нескольких фронтах. В ответ на вторжение западные страны ввели беспрецедентные санкции в отношении России и Беларуси, что привело к серьезному экономическому кризису.
Новые законы в двух авторитарных союзниках усилили репрессии по отношению к тем, кто выступает против войны. Например, один недавний закон, принятый российским парламентом, предусматривает наказание за распространение “ложной информации” о российских военных — к примеру, за то, что вторжение в Украину называется войной, а не “военной операцией”, грозит до 15 лет лишения свободы.
По некоторым оценкам, примерно 200 000 жителей России уехали за границу с начала войны, и тысячи присоединяются к ним каждый день. Этот поток, конечно, бледнеет по сравнению с количеством украинских беженцев, насчитывающих, согласно оценкам ООН, более 3 000 000. Большинство из них направляются в Польшу, Молдову и Румынию.
Протест и выборочное повышение арендной платы
Элоди Гаврилоф-Дернигоросян, живущая в центре Еревана, рассказала OC Media, что ее домовладелец выселил ее после того, как удвоил арендную плату с $400 до $800 и она отказалась платить.
Элоди сказала, что знает о десятках подобных случаев. По ее словам, она и другие недавние жертвы выселения или резкого повышения арендной платы сейчас обсуждают, как создать “движение” или “протест” против сложившейся ситуации.
“Никто не должен оставаться на улицах из-за этого”, – сказала она.
В Тбилиси некоторые арендодатели, похоже, меняют арендную плату в зависимости от гражданства арендатора.
“В Интернете арендодатели могут указать арендную плату в размере $300 в месяц, но когда я звоню, чтобы узнать условия, они сразу же спрашивают меня, кто будет проживать в квартире”, – сказала агент по недвижимости в Тбилиси Мая Кочламазашвили OC Media. “Когда я говорю им, что это русские или белорусы, они моментально меняют цену и говорят, что не будут сдавать меньше чем за $800”.
Однако в целом Кочламазашвили отметила, что цены выросли по всему рынку, независимо от национальности арендатора. Как добавила Мая, это, вероятно, станет особым бременем для местных жителей в Армении и Грузии, где заработная плата намного ниже, чем в России и Беларуси.
“Местные жители тоже находятся в очень трудном положении”, – сказала она. ‘Кто мог позволить себе заплатить от $800 до$900 за однокомнатную квартиру?”
Авторы – Ани Аветисян и Тата Шошиашвили.
Статья публикуется в рамках партнерства по обмену контентом с OC Media. Вы можете прочитать оригинал на английском языке здесь.