Дипломатический раскол между Грузией и Украиной усилился после того, как украинские власти раскритиковали Грузию за то, что она подумывает о возобновлении экспорта молочных продуктов в Россию.
5 марта Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору России заявила, что сняла запрет на экспорт своей продукции в Россию для 15 грузинских компаний.
Этот шаг происходит на фоне беспрецедентных международных санкций против России из-за ее вторжения в Украину.
В воскресенье МИД Украины призвал правительство Грузии игнорировать снятие российского запрета.
«Призываем официальный Тбилиси публично дистанцироваться от решения Российской Федерации, руководство которой нарушает международное право и совершает военные преступления на Украине», — говорится в заявлении.
«Ведение бизнеса с российскими компаниями дает России дополнительные ресурсы для продолжения ее жестокой войны с Украиной, а полученная таким образом прибыль пропитана кровью убитых украинских граждан».
«Стоит ли снятие санкций с 15 грузинских молочных компаний нашей тысячелетней дружбы?» — спросил в видеообращении председатель украинского парламента Руслан Стефанчук.
«Здравствуй, Генацвале — я всегда так обращался к своим грузинским коллегам из парламента. Как так получилось, Генацвале, что посреди войны с братской Украиной ты решил торговать со страной, которая напала на нас и на тебя?
Правительство Грузии столкнулось с резкой внутренней реакцией на свои действия и риторику по поводу российского вторжения, включая отказ присоединиться к западным санкциям. Ситуация усугубилась после того, как 28 февраля премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что санкции «неэффективны».
Президент Украины Владимир Зеленский, отозвав 1 марта посла Украины из Грузии, назвал «аморальным» решение Грузии не присоединяться к санкциям и заблокировать чартерный рейс, который должен был доставить грузинских добровольцев в Украину.
В достаточно резком воскресном заявлении министерства иностранных дел Украины грузинский народ, который, по их словам, «хорошо осознал ужасы войны, которую украинцы вынуждены проходить сейчас», противопоставляется грузинским властям, которые «пытаются использовать момент, чтобы удовлетворить свои собственные интересы».
В министерстве связали решение России с позицией правительства Грузии в отношении санкций.
Заявление из Киева прозвучало через несколько часов после того, как Национальное продовольственное агентство Грузии подтвердило, что они ведут переговоры с Россией по этому вопросу с 2020 года.
В воскресенье председатель оппозиционной партии «Дроа» Элене Хоштария пролила «русский кетчуп» у входа в здание канцелярии правительства Грузии в знак протеста против этого решения, но тут же была задержана полицией. После того, как партия предприняла повторную попытку, полиция заключила двух членов «Дроа» под административный арест.
Гарибашвили не прокомментировал торговое соглашение во время встречи кабинета министров в понедельник. После встречи министр сельского хозяйства Отар Шамугия назвал соглашение «возможностью» для грузинских компаний, пообещав при этом работать над диверсификацией экспортных рынков для Грузии.
Гарибашвили также не упомянул о возможном возобновлении полетов с Россией, чего 5 марта не исключил российский депутат-коммунист Сергей Гаврилов при условии, что Грузия не присоединится к санкциям против России.
Россия запретила авиасообщение с Грузией через несколько недель после антироссийских и антиправительственных протестов в Тбилиси в июне 2019 года, известных как «Ночь Гаврилова».
Правительство Грузии сталкивается с постоянными призывами, в том числе от либеральной группы «Shame!», присоединиться к международным санкциям против России, закрыть воздушное пространство Грузии для России, запретить каналы «российской пропаганды» в стране и ввести визы для граждан России.
Статья публикуется в рамках партнерства по обмену контентом с OC Media. Вы можете прочитать оригинал на английском языке здесь.