Товар не имеет национальности: армяно-турецкие торговые отношения в Джавахети


Основным торговым партнером Грузии является Турция и большинство товаров, продаваемых в Грузии, – турецкие. Ахалкалаки – не исключение. Продавцы одежды здесь тесно сотрудничают со своими турецкими партнёрами, хотя некоторые находясь в армянском информационном поле и зная об официальном, временном запрете на турецкие товары в Армении, считают, что турецкие товары здесь также не следует продавать. Как армяне Джавахети сотрудничают с турецкими торговцами и насколько мешают межнациональные и территориальные конфликты бизнес-отношениям?

В 2021 году Грузия импортировала различные товары на сумму 8 999 319 тыс. долларов США из примерно 200 стран. Из этого на 1 605 080 тыс. долларов США товары были доставлены в страну из Турции. Согласно данным импортируемого товара Национального статистического центра Грузии, в 2021 году (январь-ноябрь) больше всего товаров было импортировано из Турции – 17,8%.

statistika russian
Данные об импорте внешней торговли за 2021 год Национального статистического центра Грузии

Какая часть из этих данных приходится на долю Ахалкалаки – неизвестно, так как внутренний оборот товаров после въезда в страну не фиксируется. Однако на рынке одежды Ахалкалаки, как и на рынке обуви, посуды турецкая продукция почти не имеет конкурентов, а на рынке продуктов питания она конкурирует с продукцией из Армении, Грузии и некоторых других стран. Продавцы одежды из разных сел и города Ахалкалакского муниципалитета едут за товаром в разные турецкие города – Карс, Трабзон, Стамбул, Кемальпаша, а некоторые из них отовариваются на ярмарке «Лило» в Тбилиси, где подавляющее большинство торговцев составляют азербайджанцы.

В Джавахети компактно проживают почти 70 000 армян. Большинство из них эмигрировали во время Геноцида армян, учиненного Османской империей в XIX-XX веках. Слово «турок» в какой-то степени ассоциируется у местных жителей со словом «враг». Однако, живя рядом с турками на протяжении годов, в последние 5-6 лет, после открытия КПП с Турцией в Карцахи, люди стали воспринимать это слово ближе к смысловому значению. Карабахская война и непосредственное участие Турции в войне «освежило старые раны» Джавахети.

Во время Второй Карабахской войны многие торговцы избегали контактов с турками или азербайджанцами, но после этого торговые добрососедские отношения вновь возобновились.

«Когда мы говорим на эту тему, турецкие или азербайджанские торговцы говорят, что это политика, и не наша политика. Теперь, когда мы едем в Лило, мы привозим много товара, никто ни одного лишнего слова не говорит, народ продолжает отношения как и прежде. Я как то торговала с одним турком непосредственно из Стамбула. Честно говоря, во время войны, я ничего не заказывала, сейчас первый раз заказала после войны. Могу точно сказать, что ничего не изменилось, потому что они живут нами. Однажды я открыла тему войны при одной девушке, она сказала, что нас это не касается», – рассказывает одна из владельцев магазина одежды в Ахалкалаки.

Наши респонденты согласились отвечать на все наши вопросы при условии, что мы не опубликуем их имён

Она также отметила, что до коронавируса ездила в разные города Турции торговать, доезжала до Стамбула, но теперь это стало более доступным и легче торговать, она уже заказывает этот же товар из магазинов. Есть налаженные контакты и закупка товара стала намного легче. По её словам, то, что многие торговцы уже два года не едут за покупками в Турцию объясняется трудностями, вызванными коронавирусом, а не последствиями войны.

Продавец посуды говорит, что это бизнес, в бизнес-отношениях ничего не изменилось.

«Скажу вам, во время войны, как мы распространяли фотографии в социальных сетях, так и они распространяли, но когда мы общались, мы не говорили об этом. Бизнес такой, мы все заняты своими делами. И с турками в Турции общаться намного легче, чем со здешними (ред. азербайджанцами)», – сказал он.

Другой продавец одежды после войны поехал в Стамбул за товарами, и отмечает, что не заметил никаких изменений или иного отношения.

qaghcraveniq

Продавцы одежды, посуды, обуви даже не задумываются о происхождении продаваемого товара, об их «национальности», у них нет альтернативы. А продавец-дистрибьютор армянских продуктов, у которого есть свой продуктовый магазин, к торговле относится более националистично.

«У нас есть спрос на армянские товары. У нас всегда была связь с Арменией, даже коронавирус не помешал нам импортировать товары. Поскольку я армянин, я хочу, чтобы люди потребляли только армянские товары, это очень важно для меня. Кроме своего магазина, я раздаю только армянские товары по магазинам по всей Грузии. Даже в магазинах армянской общины Батуми я раздаю армянские товары. В Тбилиси есть три магазина «Армения», и туда я отвожу армянские товары и у них исключительно всё армянское», – говорит владелец одного из магазинов в Ахалкалаки.

Когда во время Второй карабахской войны в Армении шла кампания «нет турецкому», и впоследствии стала временным запретом на ввоз турецких товаров по решению правительства, в этом магазине в Ахалкалаки также старались не продавать турецкие товары. Некоторые покупатели старались не покупать турецкие товары, но и это оказалось временным, как и официальный запрет в Армении.

«Например, я не привозил на продажу «Азерчай» азербайджанского производства, но клиенты всегда приходили и хотели, я вынужденно начал привозить, правда, я его не выставил на очень видном месте, но, тем не менее, он у меня есть», – добавляет продавец.

Если армянская кампания «нет турецкому» имела временный и частичный эффект в Джавахети, то армяне Аджарии вообще никакого воздействия не почувствовали.

По данным на 2014 год, 1,64% населения Аджарии – армяне. Есть много турков, которые занимаются различным бизнесом, но они не зарегистрированы в официальных демографических данных края. Армянское население всегда поддерживает с ними прямые коммерческие отношения.

На углу одной из улиц старого Батуми находится магазин турецких сладостей, принадлежит турку, но работает там армянин Артур Макарян. Макарян корнями из села Вачиан Ахалкалакского района, его отец родился в Батуми.

hrushakegheni khanut Магазин турецких кондитерских изделий

Как отмечает он сам, в течение многих лет в их магазин не заходил ни один покупатель армянской национальности.

«Я думаю, что из-за того, что на магазине написано «Турецкие кондитерские изделия», они сюда не заходят. Я всегда стараюсь, чтобы армяне заходили в наш магазин, я очень рад, что вы, армяне, и зашли в наш магазин. Мы очень давно работаем с этим турком. У нас никогда не было проблем», – говорит Артур.

Как он отмечает, во время последней Карабахской войны они с турками вообще не говорили на эту тему, и поэтому она не повлияла на их отношения. Артур говорит, что война не затронула ни его партнера, ни какие-либо торговые отношения в Аджарии.

sarpi-turqia ТПП “Сарпи”, Аджария, граница Грузии с Турцией

Из Аджарии Jnews направился в Турцию. Уже второй год из трех действующих с Турцией ТПП – Сарпи, Карцах, Вале – только «Сарпи» в Аджарии открыт для гражданских перевозок. Остальные ТПП могут пересекать только грузоперевозчики.

На границе Сарпи-Турция была очередь. На КПП дружелюбны со всеми, здесь требуют два обязательных документа: паспорт, тест на коронавирус и/или ковид-паспорт. В одних случаях спрашивают, почему вы едете в Турцию, в других – нет. В нашем случае ничего не спросили.

Когда мы пересекали границу и ждали свою машину, за это время был заметен поток грузин, которые, судя по всему, приехали за товаром, поскольку у всех были большие и пустые сумки. Остановка большинства торговцев – город Кемальпаша, торговый центр «Истанбул Шоппинг». Мало кто направляется в другие места. Мы направились в город Трабзон.

sarpi turqey

В большом торговом центре города можно встретить людей разных национальностей – турок, грузин, русских … За время нашего пребывания там мы не заметили армян.

Нас очень любезно встретили в каждом магазине, во всем помогали. Было всего два магазина, где сотрудники чуть говорили по-английски или по-русски, остальные говорили только по-турецки, мы понимали друг друга с помощью жестов.

Продавцам в торговом центре было важно продать как можно больше товаров, так как они получают за это надбавку, независимо от того, представитель какой национальности приобретет этот товар.

trapzon mall Торговый центр в Трабзоне

Экономика в основном диктует политике и настроениям. Зависимость экономики Грузии от Турции создала в Джавахети такую ситуацию, в которой вытеснила межнациональные разногласия из торговых отношений.