Спецслужбы как минимум 10 стран использовали для слежки за политиками, журналистами и активистами программное обеспечение, разработанное израильской компанией, выяснили СМИ. Сама компания отвергает эти данные.
Это выяснилось в ходе совместного расследования случаев утечки информации, проведенного 17 изданиями, в том числе газетами Washington Post, Guardian и Le Monde.
ПО под названием Pegasus было создано компанией NSO Group, основанной в 2010 году двумя израильтянами и базирующейся в пригороде Тель-Авива.
NSO Group поставляла программу разведывательным службам, правоохранительным органам и военным по всему миру с 2016 года.
Парижская некоммерческая организация Forbidden Stories и правозащитная организация Amnesty International получили доступ к списку из более 50 тысяч телефонных номеров, который клиенты компании выбрали для потенциального наблюдения.
Неизвестно, за всеми ли номерами велась слежка, однако журналистам, которые получили доступ к списку, удалось идентифицировать около тысячи владельцев номеров из 50 стран. Среди них были правозащитники, оппозиционные политики, журналисты, адвокаты, предприниматели, а также чиновники.
В списке, в частности, обнаружили несколько представителей арабских королевских династий, 65 топ-менеджеров, 85 правозащитников, 189 журналистов и свыше 600 политиков и чиновников, в том числе министров некоторых государств.
Шпион в кармане
Первым обнаружил взлом своего айфона Билл Маршак, старший научный сотрудник организации Сitizen Lab при Университете Торонто. Он рассказал Би-би-си, как это работает.
“NSO Group продает программу Pegasus в десятки стран. Сначала пользователь айфона, чтобы попасть под прослушку, должен был кликнуть на подброшенный ему линк, чтобы запустить взлом, но теперь и этого не требуется. Вы не делаете вообще ничего, ваш телефон лежит на столе, но в любой момент может быть взломан”.
“Необходимо пролить свет на эти, без преувеличения, возмутительные факты, чтобы правительство и министерство обороны Израиля призвали свою компанию к порядку. Надеюсь, гласность поможет”, – добавил он.
Фирма NSO Group в воскресенье заявила, что ее программное обеспечение предназначено для борьбы с преступникам и террористами и поставляется только государствам, которые уважают права человека.
“NSO Group продает технологии лишь правоохранительным и разведывательным службам благонадежных властей с единственной целью – для предотвращения преступлений и терактов ради спасения жизней”, – говорится в заявлении.
Министерство обороны Израиля также заявило, что Израиль разрешает продавать продукцию, связанную с кибербезопасностью, только государственным органам и только для борьбы с преступностью и терроризмом.
“Если обнаружится, что [продукция NSO Group] использовалась с нарушением условий лицензии или заверений стран-покупателей, мы примем соответствующие меры”, – говорится в заявлении минобороны Израиля.
Одновременно министерство подчеркнуло, что не имеет доступа к информации, которую собирают клиенты NSO Group.
Эти разъяснения во вторник повторил и министр обороны Израиля Бени Ганц: как сообщает местная пресса, он сказал, что Израиль разрешает экспорт подобной киберпродукции только на борьбу с преступностью и терроризмом, и что его министерство сейчас изучает подробности истории с Pegasus.
Взломы телефонов журналистов и диссидентов с использованием шпионского программного обеспечения, известного как Pegasus, – не новость. Первый прототип программы израильская NSO Group разработала в 2011 году, и с тех пор его следы находили в телефонах десятков репортеров, активистов и правозащитников по всему миру – от Европы и Ближнего Востока до Латинской Америки.
Однако если раньше считалось, что Pegasus – скорее точечное оружие, которое правительства используют против действительно ключевых критиков, то новые материалы рисуют совершенно другую картину.
В журналистском расследовании под названием “Проект Пегас” говорится о базе данных с 50 тыс. телефонов, которые клиенты NSO просили взломать. В них были обнаружены данные 180 журналистов из разных стран, ставших жертвами шпионского ПО, попавшего в руки самых разных правительств – от монархий и авторитарных режимов до демократической Индии и совсем небогатых африканских стран, таких как Руанда и Того.
До выхода этих материалов счет известных случаев взломов шел на сотни, но никак не на десятки тысяч.
Значит ли это, что вскоре жертвой Pegasus может стать рядовой журналист или диссидент в любой стране мира?
Все зависит от действий израильских властей. NSO Group была основана двумя бывшими сотрудниками “Подразделения 8200” – отряда управления военной разведки израильской армии, известного как “АМАН”.
Кто под наблюдением
Большая часть номеров из списка сосредоточена в 10 странах: Азербайджане, Бахрейне, Венгрии, Индии, Казахстане, Мексике, Марокко, ОАЭ, Руанде и Саудовской Аравии.
Почти треть – около 15 тысяч – принадлежит гражданам Мексики, в том числе журналисту, ставшему жертвой покушения.
Порядка 300 номеров находятся в Индии. Индийское правительство неоднократно отвергало использование специальных программ для слежки за своими гражданами.
Криминалисты, с которыми в ходе расследования сотрудничала газета Washington Post, установили, что 37 айфонов взлому, из них два принадлежали знакомым убитого в 2018 году в Стамбуле саудовского оппозиционного журналста Джамаля Хашогги.
В проанализированном журналистами списке также нашлись номера, принадлежащие сотрудникам AFP, Wall Street Journal, CNN, New York Times, Al Jazeera, El Pais, AP, Le Monde, Bloomberg, Economist и Reuters, пишет Guardian.
Об использовании программы Pegasus для прослушивания примерно 30 репортеров катарского телеканала Al Jazeera и марокканского журналиста Омара Ради, осужденного за посты в социальных сетях, ранее сообщали Citizen Lab и Amnesty International.
Читать дальше на bbc.com