О том, что можно сделать, чтобы развить туризм в Джавахети, достичь больше результатов по интеграции местных армян, какие программы осуществляет Посольство Великобритании в Грузии и о многом другом Jnews поговорил с чрезвычайным и полномочным послом Великобритании в Грузии Марком Клейтоном.
Недавно вы бывали туристом в наших краях, что вы заметили необычного и интересного? Какие недочеты заметили?
Все люди, которых встречал по дороге, меня с таким теплом приветствовали. Я помню один раз остановился на обочине дороги, подъехал грузовик и говорит: “нужна помощь?” Я не думаю, что есть какие-то недостатки, но можно сделать прогресс. Побольше гостевых домов, побольше простых, туристических карт.
В нашем регионе обычно туристическим спросом больше пользуются популярные места, как Боржоми, Бакуриани, Рабат, Вардзиа, а Ахалкалаки остается незамеченным. Какие можно предпринять шаги для устранения этой проблемы?
Я был в Ниноцминда, в офисе, где мы встречались, было очень много информации, это единственное место, где я видел такую информацию. Я думаю, надо как-нибудь распространить эту информацию, но надо иметь в виду, что я был здесь во время ковида, это ненормальное время ни для кого. Я понимаю, что туристические компании и информационные услуги львиную долю этого времени были закрыты.
Какова цель вашего визита и какие выводы Вы сделали для себя после дискуссии по теме интеграции?
Я очень много времени провожу в Тбилиси, я сам не из Лондона, и я понимаю, что Тбилиси – это не Грузия, у вас невероятная страна со многими разными регионами, и я со многими из них хочу познакомиться. Я уже был в Ахалкалаки недавно, тем более после выборов я хотел еще ближе познакомиться с регионом и узнать из уст людей, каковы проблемы, какой прогресс, что осталось сделать.
Что касается моих разговоров, сегодня я очень многое узнал, как от местной администрации, так и от неправительственных организаций о том, каковы проблемы сейчас в регионе. Практически все очень позитивно относятся к программе “1+4”, с помощью которой молодежь учится в университетах Тбилиси и так далее, она помогает в изучении грузинского языка. Но в то же время все конечно опасаются того, что люди остаются в Тбилиси и не возвращаются сюда в свои края.
Это скорее всего всемирная общая проблема и касается не только Самцхе-Джавахети, я сам родом из Севера Великобритании и приехал в Лондон, нашел там свою карьеру, надо делать так, чтобы как Самцхе-Джавахети, так и остальные регионы Грузии стали привлекательными для молодежи.
После своих разговоров я остаюсь оптимистом, так как все, с кем я разговаривал, были оптимистично настроены относительно будущего.
Кроме незнания государственного языка, есть такие факторы, как взаимные стереотипы, страхи и фобии между титульной нацией и нацменьшинством. Как можно преодолеть эти проблемы?
Будучи в основном в Тбилиси, я ни разу не слышал никаких страхов по поводу того или иного народа, который живет в Грузии. Единственное я думаю, что естественно незнание языка является своего рода барьером к углубленной интеграции народа. Я думаю, что знание языка это важно, но это не единственная проблема. Я думаю нужно больше свободного передвижения между общинами, а это значит улучшение инфраструктуры, лучше возможности, лучше образование, чтобы все видели во всей Грузии возможности для всех и чтобы люди из одного народа не были обязаны искать свое будущее в других местах. Я думаю в этом может состоять прогресс. Грубо говоря стараться улучшить экономические связи между всеми частями страны.
Над какими программами работает посольство в Грузии?
У нас достаточно широкий диапазон сотрудничества в Грузии, в основном наши программы сосредотачиваются в центральном правительстве. Например, у нас очень много программ в сфере обороны и безопасности. Я очень горжусь этим, мы много чего делаем, но к сожалению к регионам не дотягиваются. Но в других областях даже через нашу работу с центральными властями, я надеюсь что наш эффект дотягивается до регионов например работаем над реформой центрального правительства, работаем в парламенте, одно из направлений как раз касается привлечения больше женщин в партии и больше представителей национальных меньшинств, я надеюсь что со временем эффект будет ощущаться. Так же я горжусь тем, что наш культурный отдел очень тесно работает с министерством образования, очень скоро начнется программа по улучшению квалификации преподавателей грузинского языка.