В селе Карцах Ахалкалакского муниципалитета жители больше занимаются животноводством, однако высокая цена на сено и подорожавший картофель дали повод подумывать о развитии земледелия.
Село Карцах находится в 35 км от Ахалкалаки, на границе с Турцией. В селе живут около 1200 жителей. В селе есть детский сад, школа, церковь, Дом-музей Дживани. Нет природного газа, актуальны проблемы питьевой и оросительной воды.
При возможности жители покидают село, кто-то переезжает в Ахалкалаки, кто-то в Армению или Россию. А те, кто остаются, занимаются животноводством и земледелием.
В селе есть крупные фермеры, которые содержат по 100 коров, и маленькие фермеры, у которых от 3 до 15 коров. В этом году, по словам жителей, так как выросла цена картофеля, выгоднее стало земледелие. А животноводство стало менее доходным, потому что сено сильно подорожало. Кроме того сельчане называют и другие проблемы. Всё подорожало, лари потерял свой вес, но мясо держится на той же цене. К тому же пастухов найти – большая проблема.
У Миши Абгаряна было 4 коровы, но в этом году он оставил всего одну.
“Сена нет, очень дорого, решил продать. Хороший пресс сена стоит 10 -12 лари, плохой 7-8 лари, силос 7 лари”, – говорит Миша Абгарян.
У Огмрцяна Атома большая ферма. Молоко за 1,40 лари сдает в Ниноцминда, а мясо покупают местные продавцы или марнеульские перекупщики.
У Самвела Педаняна осталось 6 коров, несколько он продал из-за нехватки сена.
“Покупатели мяса уже знают, что все продают корову и понижают цену. Корову, которая стоит 1300 лари, продаем за 1000 лари. Знают уже, что все равно продадим, вынуждены продать, не можем содержать и цену снижают”,- говорит Самвел Педанян.
Жители считают цену на молоко невысокой, хотя в этом году молоко тоже подорожало и стоит 1.20-1,40 лари.
Эвелина Вардересян говорит, что уже не знает что выгодно, скот или картошка.
“Мы с семьей работаем в ферме, у нас 25 коров. Каждый год меняются цены, то картошка дороже, то мясо. Мы в этом году посадили 3 га картошки”, – говорит Эвелина Вардересян.
Они тоже молоко сдают в Ниноцминда, а мясо продают приезжим и местным продавцам.
Сельское хозяйство в Джавахети, как лотерея, работаешь весь год и не знаешь к концу года окажешься в убытке или с прибылью.