“Бог нас создал здоровыми” – Церковь и вакцинация


Вакцинироваться или нет – вопрос не религиозный, однако есть люди, которые определяются исходя из религиозных соображений и отношения конкретных духовных лидеров к этому вопросу. Jnews решил разобраться, какова позиция Армянской Апостольской, Грузинкой Православной и Армянской Католической церквей в Грузии, и как она влияет на решение верующих вакцинироваться или нет.

Появление и распространение коронавируса сильно повлияло не только на повседневную жизнь, но и на деятельность религиозных институтов. Вакцинация против COVID-19 вызвала много вопросов и сопротивления. В Джавахети действуют три христианские церкви. Больше всего паствы у Армянской Апостольской церкви. Это и не удивительно, исходя из того, что в регионе преимущественно живут этнические армяне. Сильным авторитетом пользуется также Грузинская Православная церковь. Прихожане Армянской Католической церкви живут в 12 селах Джавахети. У каждой из этих трех церквей свой подход, как касательно антиковидных мер, так и по вопросу вакцинации.

Армянская Апостольская церковь

DSC_4966 Церковь Сурб Хач

31 августа от коронавируса скончался молодой член Первопрестольного Святого Эчмиадзина, бывший викарий Самцхе-Джавахети, архимандрит Тер Магакия Амирян. Он первый умерший от коронавируса духовный служитель, который служил в Джавахети.

В начале 2020-ого года, никто в Ахалкалаки и представить не мог, что эпидемия распространится по регионам Грузии и доберется до Джавахети. Всю разрушительную силу вируса местные жители почувствовали в сентябре прошлого года. Однако меры предприняты были уже с марта 2020 года. Эти антиковидные меры соблюдала и Армянская Апостольская церковь в Грузии. Все церковные массовые праздники были отмечены без верующих.

“Вопрос не в том, верить или нет в существование вируса. По факту люди умирают. Естественно, мы все противовирусные рекомендации соблюдаем, то же ношение маски, дистанцию во время литургии. Избегаем массовых мероприятий”, – говорит духовный отец церкви Сурб Хач Ахалкалаки, священник Тер Нарек Тигранян.

До сегодняшнего дня, исходя из мер безопасности, воскресные литургии священослужитель проводит рано утром. Это для того, чтобы присутствовало меньше верующих, чтобы было меньше контактов, общения и вероятности заболеть коронавирусом.

У Армянской Апостольской церкви нет определенного отношения и подхода к вакцинации. Сам святой отец пока не вакцинирован, но думает об этом, взвешивая все “за” и “против”. Говорить о вакцинации или вирусе ААЦ во время проповедей избегает, подход к этому вопросу объясняется тем, что это не входит в перечень тем для проповедей.

“Когда ко мне приходят и говорят, святой отец, вакцинироваться или нет, я отвечаю, если тебе это надо, значит прививайся. Наши литургии духовного содержания, и не было повода и возможности, чтобы говорить или сподвигнуть и давать какие-то рекомендации нашим верующим. Повторюсь, что нашим верующим мы говорили, что ваше здоровье самое важное. Бог нас создал здоровыми, и мы должны следить, чтобы сохранить это здоровье”, – говорит священник Тер Нарек Тигранян.

Прихожане ААЦ в Ахалкалаки

В целом верующие Армянской Апостольской церкви нерегулярно присутствуют на еженедельных воскресных литургиях. В среднем их число достигает 35 человек. Больше верующих собирается во время больших церковных праздников. Беседа с некоторыми верующими после воскресной литургии показала, что мнение церкви намного важнее для них, чем для верующих, которые не постоянно ходят в церковь.

– Если церковь запретит вакцинироваться, я, конечно же, прислушаюсь. Я дважды регистрировалась на вакцинацию, но из-за здоровья – высокого давления – не пошла. Но в итоге я должна. Сделаю тест (PCR) и вакцинируюсь самой слабой вакциной.

– Конечно, если бы церковь сказала, что это грех, я бы не сделала. Но церковь этого не сделает. Поэтому я сделала вакцинацию, привилась Sinovak, она слабее. У меня дочь – медик, она и учится, и работает в ковид-клинике в Тбилиси, поэтому я знаю, что это было необходимо.

– Церковь никогда не скажет “нет”. Это личный выбор каждого человека. Никогда церковь не воспротивится этому. Я сама не готова для вакцинации.

Грузинская Православная церковь

DSC_4988 Храм Архангела Микаэля в Ахалкалаки

Грузинская Православная Церковь с трудом идет на уступки, если дело касается церковных традиций и праздников. Несмотря на то, что из-за коронавируса умерло много церковных служителей, ГПЦ отмечала масштабно и Пасху, и другие праздники, так как считает, что служение Богу важнее всего. Православная церковь в Ахалкалаки маленькая, поэтому внутри размещается мало верующих, часто даже в холод они во дворе слушают литургию.

“Как соблюдали, так и соблюдаем (регуляции). Это означает не то, что мы несерьёзно относимся к болезни. Но мы считаем, что Богослужение выше, чем вопрос жизни и смерти человека. Поэтому мы не ограничиваем, проводим все службы, хотя мы соблюдаем рекомендации Министерства здравоохранения. Во время литургии мы стоим в масках, у нас есть микрофоны, и мы озвучиваем литургию, чтобы во дворе стояли верующие, даже если очень холодно, во дворе слышно”, – говорит Митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николоз Пачуашвили.

Свое видение касательно вакцинации имеет каждый священник и Патриархия в целом.

“По поводу вакцинации Католикоса-Патриарха периодически и целенаправленно распространяется различная информация, поэтому вкратце скажем следующее: будет или нет патриарх вакцинирован – это не может быть решающим фактором для других. Ни положительное, ни отрицательное отношение того или иного священнослужителя к вакцинации не может служить примером, потому что это область медицины, требует индивидуального подхода и выходит за рамки нашей компетенции. Мы считаем, что в соответствии с вопросами населения, общественность должна получать информацию от специалистов в соответствующей области, чтобы помочь людям сделать личный выбор. Вакцинация должна быть добровольной, и в случае вакцинации или невакцинации не должно быть принуждения или осуждения друг друга. Однако следует отметить, что соблюдение мер против пандемии важно для всех”.

Данное постановление было принято Священным Синодом 11 февраля 2021 года. Это официальное отношение Патриархии касательно вакцинации, однако независимо от всего, некоторые священнослужители ГПЦ выступают против вакцинации.

“Во время проповеди мы не говорим об этом, потому что, кому я могу посоветовать?.. Среди моих прихожан есть люди, которые гораздо образованнее в этой сфере, чем я. Я даже у них спрашиваю совет”, – говорит митрополит Николоз.

Митрополит считает, что говорить о том, вакцинирован он или нет – неправильно, сравнивая с правом на тайное голосование на выборах, когда не принято спрашивать о сделанном выборе.

Прихожане ГПЦ в Ахалкалаки

Верующие Грузинской Православной церкви в вопросе вакцинации полагаются не только на мнение церкви. Jnews завёл беседу с верующими о вакцинации:

-Я только себе верю. Я сама не хочу вакцинироваться и все.

-Нет, пока не вакцинирована, хотя церковь не скажет не вакцинироваться, просто потому что не скажет. Я знаю, что многие священники вакцинированы, в том числе и мой духовник. Если честно, о том, как я поступлю, если церковь запретит вакцинироваться, еще не думала.

-Я православная и вакцинирована. Моя вера мне не запрещает вакцинироваться, до того, как привиться, я интересовалась этим. Конечно же, мнение церкви имеет значение, но не решающее.

Армянская Католическая церковь

DSC_5011 Церковь Святой Богородицы

Среди 12 сел Джавахети, в которых живут католики, шесть находятся в Ниноцминдском муниципалитете, шесть в Ахалкалакском. Связь с церковью намного крепче там, где есть духовные служители, однако их в Джавахети всего два. Святой отец Антон Антонян отмечает, что ситуация с верующими сильно поменялась с начала распространения коронавируса, собирать верующих под крышей церкви стало опасно для их жизни. Сам священнослужитель не берётся советовать верующим вакцинироваться или нет.

“Коронавирус повлиял на церковь, особенно год назад во время Великого поста церковь была пуста, службы проводились посредствам громкоговорителя. Очень сложно было, мы были зажаты. Часто мы рекомендовали не общаться много, чтобы не заразиться”, – говорит отец Антон.

Если святой отец определится, то приведет на вакцинацию всю паству, которая пойдет за ним. Однако он сам все еще не вакцинирован.  Касательно проповеди по этой теме, как и другие действующие в Джавахети церкви, католический священник не говорит о вакцинации и вирусе.

“У церкви есть своя  проповедь, поучение и слово. Ко мне подходят верующие и спрашивают, что им делать, я в замешательстве и не знаю, что им говорить. У нас нет достоверной информации об этом.  Мы не знаем о последствиях, часто слышим, что люди умирали от этой болезни, но так ли это – кто знает “, – говорит отец Антон.

Прихожане Католической церкви Джавахети

О вакцинации Jnews завёл беседу с прихожанами Католической церкви:

– Я не вакцинирована. В то, что есть коронавирус, я верю. Сама болела в прошлом году, заразилась во время выборов. На второй день выборов у меня пропало обоняние. Было очень плохое самочувствие, слабость. Я не хочу вакцинироваться, потому что не доверяю вакцинам и думаю, что моему организму это не необходимо. Мои родители тоже против.  Я спрошу, конечно, мнение церкви, но решение буду принимать самостоятельно.

– На основании той информации, которую узнаем, само собой противимся вакцинации. Честно говоря, если мы католики, не значит, что должны следовать нашим священникам. Мы сами решаем для себя. Да, иногда надо прислушиваться к священникам, но не в этом случае.

– Я также думаю, что это решение не зависит от церкви. Я буду основываться на своем мнении. Есть такие вещи, которые церковь запрещает, но ты должен это делать.

Как показывает исследование, опубликованное Сакстат-ом касательно влияния COVID-19  в реальном времени на благополучие семей и детей,  31.4% жителей Грузии заявляют, что не намерены прививаться от коронавируса. Среди  причин отмечается и противоречие религиозным  взглядам. Эта причина важна для  1.0%  отказывающихся от вакцинации. 

Судя по настрою священников и прихожан в Джавахети, с которыми общался Jnews в процессе сбора информации для данного материала, местные священники не пытаются каким-либо образом влиять на решение своих верующих в вопросе вакцинации. Однако вместе с этим неопределённость и страхи, которые у них существуют, также влияют на то, что неопределённость и страхи среди верующих не преодолеваются.