В постоянных ожиданиях компенсации


Больше 30 семей из сел Сульда, Дадеш и Бозали Ахалкалакского муниципалитета жалуются, что уже больше 6-и лет как их земли используют для железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, но компенсацию им не дают.

Тороян Варсеник – жительница села Сульда Ахалкалакского муниципалитета. У нее 18 сот земли, которые попали под строительство железной дороги Баку-Тбилиси– Карс, однако она не получила компенсацию, так как ее собственные земли зарегистрированы как государственные.

По её словам, три года назад люди пришли с ними поговорили и сказали, что через неделю будет компенсация.
«Другие получили, а нам не дают. Для нас стало загадкой, как получилось, что наши земли оказались государственными. Это земля моего отца, который завещал мне. У нас есть документ купли продажи. Я 6 лет эти земли не использую. Пусть еще и этот ущерб возмеcтят, я столько прибыли потеряла за 6 лет. Если будет так продолжаться, я не разрешу, чтобы поезда проезжали по моим землям»,- жалуется Варсеник Тороян.

Рудик Акопян тоже возмущается, как могли его земли стать государственными. У него 40 сот земли, из которых 20 сот попали под строительство железной дороги. Его земли тоже регистрированы как государственные.

«В тот день меня не было в селе, я не сфотографировался на моем участке земли, говорят у тебя нет фото на участке, и поэтому мои земли регистрировали как государственные. Но у меня же есть документы. Сейчас никто нам не подсказывает к кому обратиться и что делать, чтобы наши земли возвратить», – говорит Рудик Акопян.

Чтобы уточнить в чем проблема этих и остальных жалующихся людей, мы позвонили в Министерство экономики и устойчивого развития, где нам сказали, что смогут ответить на наши вопросы только если мы скажем коды реестра этих людей. Однако, так как официальной приватизации собственности у этих людей не было, то и этого кода у них нет.

Чтобы как-то выяснить ситуацию, мы вместе с некоторыми из жалующихся зашли к представителю Агентства гос имущества. Представитель отказался от официальных комментариев, однако он посмотрел все документы жалующих и объяснил каждому индивидуальную причину отказа.

У Варсеник Тороян в главном документе подтверждающем собственность, в акте прием-сдачи земли отсутствует одна печать, и данный документ считается неполноценным, фальшивым и по этому собственность не подтвердилась и отказали в компенсации. Варсеник считает, что ей просто не хотят выдать компенсацию и отсутствие печати только причина, и, что она знает в селе людей, которые с одной печатью в акте прием-сдачи получили компенсацию.

У Рудика Акопяна тоже документ прием-сдачи земли неполноценный, отсутствует вторая печать.
«Что мне делать, Уполномоченный села мне выдал этот документ. Откуда мне знать, что нужно, чтобы было две печати, а не одна», – говорит Рудик Акопян.

Размер компенсации за земли различный, в зависимости от того, что выращивал собственник на своей земле. Самая низкая компенсация за земли, где выращивается картофель – 2,40 лари за 1 квадратный метр земли. Самая высокая компенсация выдается за чесночные поля. По этой причине собственников фотографировали с урожаем, чтобы было доказательство того, что он выращивает.

Эдгар Варданян тоже не получал компенсации, он возмущается, что, если у человека есть документ, какое значение имеет, он в тот день сфотографировался или нет.
«Меня в тот день не было в селе, и я не сфотографировался, но по документам это же моя земля», – говорит Эдгар Варданян.

Агаси Марукян из села Сульда, у него попали под строительство железной дороги два участка земли, он за один участок получил компенсацию, а за второй не получил. По его словам, ему отказывают в выдаче компенсации, потому что на одном участке он сфотографировался, чем и подтвердилась собственность, а на другом нет.

«Эти участки находятся друг от друга на расстоянии 200 метров, как я мог один участок указать, другой нет. Я сказал тогда человеку, кто все это фиксировал, звали его Вано Мерабишвили, что второй участок тоже мой и он ответил, что тоже записал, но получается, что не записал, и этот участок регистрирован, как государственный», – жалуется Агаси Марукян.

zzemlya

Агаси Марукян два раза обращался в суд.
«В суде я заплатил 200 лари. В суде не знают кто должен выплатить компенсацию. Пришла записка с вопросом, на кого подаете иск. Я тоже не знаю, с кого требовать», – говорил Агаси Марукян.

Аветисян Петрос, Хачатрян Самвел, Дургарян Хачик и Артем Вартикян из села Бозали, компенсацию получили за земли, которые попали под строительство железной дороги, но за остальную часть земли, на которую после строительства рельсов были посажены деревья, компенсацию не получили.

«Мы не позволяли рабочим посадить деревья, но они нам ответили, что они выполняют свою работу, их начальство дало такой приказ, и все вопросы к ним, но начальство не приходит, их мы не можем найти», – говорит Аветисян Петрос.

Нам удалось выяснить, что выдачей компенсаций гражданам занимается отдельная организация, которая выиграла тендер, в понедельник представители этой организации должны приехать в Ахалкалаки, чтобы на месте рассмотреть дела всех граждан, не получивших компенсацию. Как решиться проблемы более 30 семей жителей Сульда, Бозали и Дадеш, проинформируем по мере развития событий.

zemlya3

Шушан Ширинян