На реках Чорохи и Аджарисцкали ежедневно крадут гравий на десятки тысяч лари. В результате мониторинга, который велся на протяжении нескольких месяцев, журналисты издания Batumelebi установили, что ни полиция, ни Министерство финансов, ни Министерство по охране окружающей среды не препятствует преступным действиям.
В этом материале мы расскажем о схеме, в которую вовлечены водители, перевозчики, правоохранители, защитники окружающей среды, должностные лица и так называемые «воры в законе».
«Крестьянин гравий здесь добыть не может. Хотел немного для могилы отца, оштрафовали», — рассказывает один из жителей деревни Тхилнари.
«Вам тоже советую завязать с этим. Закопают в этих болотах так, что найти никто не сможет», — советует мужчина журналисту.
Территория у реки Чорохи, из которой добыли инертные материалы. После этого ее забросили. Когда идет дождь, на территории скапливается вода и местные там рыбачат. Фото сделано 29 мая 2021 года
Территория выглядит так, словно здесь происходили военные столкновения. В дождь огромные ямы превращаются в болото. Вода из рек и моря приносит рыбу.
Местные жалуются, что действия частных компаний при поддержке коррумпированных чиновников, привели территорию к экологической катастрофе. Хотя, отмечают, что один единственный плюс все же есть — теперь здесь можно ловить рыбу, они продают ее на рынке, это дает возможность прокормить семью.
Схема работает следующим образом: преступники обязательно показывают лицензию, выданную в муниципалитетах края Гурия, или же устно заверяют о наличии такой лицензии.
Те кто разбирается в этом вопросе объясняют, что добыча кубометра инертных материалов в Гурии, с учетом затрат на лицензию, обходится в 90 тетри. В Аджарии цена повыше — 5 лари.
Гравий и песок, легальной добытый в Гурии, перевозят на берег Чорохи или Аджарисцкали, а после нелегально, уже здесь, добывают тысячи кубометров инертных материалов.
Согласно мониторингу издания Batumelebi, людям систематически совершающим незаконный вывоз гравия не мешают ни полицейские, ни представители Службы по охране окружающей среды.
Речь идет о крупных суммах. На рынке 1 кубометр обработанных инертных материалов стоит 30-35 лари, необработанных — 15-20 лари.
За сутки на реках Чорохи и Аджарисцкали можно добыть материалов на 100-150 тысяч лари. Один грузовик может перевезти 20 кубометров такого груза.
«Даже одна жалкая галька не покинет пределы Чорохи без разрешения воров [в законе]», — рассказывает журналисту Batumelebi бизнесмен. Гога [имя и все, что может способствовать идентификации респондента, изменены] сам занимался добычей и отмечает, что долю в бизнесе от него лично потребовал «вор в законе» известный как «Энцо». Тот отказал, а после в Гогу даже стреляли.
По его словам, публичный разговор о случившимся с его стороны равносилен смертному приговору. Весной он уже подвергся нападению. Гога занимался бизнесом инертных материалов — добыча, перевозка, но завязал. По его словам, ему не оставили выбора.
«Моя самая большая ошибка заключается в том, что я не согласился, когда предложили работать с Миндией [Лавасогли — так называемый «вор в законе» — ред.]. Не знал, что правительство дало все на откуп ворам. Даже если ты «сотрудник», без «крыши» тебя заставят проклинать тот день, когда ты родился на свет».
Незаконная добыча Гравия. Фото сделано 22 июня 2021 года
Гога рассказывает, что до покушения на него дали «прогон» [разрешение на уголовном жаргоне — ред.].
«Когда я отказался давать процент Энцо, «старые парни» [груз. „ძველი ბიჭები“ — обозначение лиц, связанных с криминальным миром — ред.] предупредили, что будут стрелять. Он попросил очень большой процент, работа теряла смысл. Гонялись за мной где-то месяц, рассказал все полиции.
Думал, ранят в ногу. У меня были отношения со всеми в черном мире, знал их. Не думал, что окончательно обрекут на смерть», — вспоминает он.
По словам бизнесмена, с «ворами» в этом бизнесе сотрудничают крупнейшие компании из Батуми.
«Одна из таких компании обвинила меня в нарушении соглашения, мол, не доставил столько гравия, сколько должен был. Так как не дал долю «вору», создали проблемы — то водители бунтовали, то еще что-то.
Вызвали как-то в компанию. Сказали, что по причине невыполнения условий не заплатят за уже доставленный товар. Речь шла о сумме до 80 тысяч лари. Объяснили, что эта сумма на счету одного из «воров». Потом была разборка. Тот «вор» деньги вернул, но «Энцо» заявил, мол, он сделал так, чтобы тот деньги вернул».
Гога рассказывает о схеме. По его расчетам, эта схема позволяет за сутки добывать инертные материалы на 100-150 тысяч лари. Другие источники также рассказывают о подобной схеме. Их рассказы идентичны.
«Расчет на лицензию из Гурии. Несколько машин доставляют гравий, потом их складируют на Чорохи или Аджарисцкали. В Гурии лицензия стоит 40 тетри, доставка обходится в максимум 90 тетри. В Батуми лицензия стоит 5 лари, это очень большая разница. А то зачем нести гравий в Хелвачаури и тем более в Кеда.
Доставляешь гравий из Гурии и складируешь на Чорохи, параллельно начинаешь добывать гравий из реки. Если придет кто-то незнакомый, например журналист, говоришь, что привез гравий из Гурии и показываешь лицензию.
Служба по охране окружающей среды может это контролировать, но они в одной связке, как и Финансовая служба [Минфина]», — заявляет Гога.
Журналист Batumelebi беседовал с полицейскими, которые подтвердили факт ранения бизнесмена из огнестрельного оружия. По данному делу был арестован один человек.
Чрезвычайно построенный мост на реке Аджарисцкали. Фото 2 сентября 2021 года
«По правилам вы снимать не должны», — императивно требует молодой мужчина на Чорохи. Он появился на берегу реки после обнаружения группы журналистов Batumelebi. А почему не должны снимать? «Чтобы лишний ажиотаж не создавать», — отвечает он.