О политических процессах в Грузии, о давлениях и возможных результатах Jnews побеседовал с Гией Нодия – философом и политологом, профессором Университета Ильи и председателем Кавказского института мира, демократии и развития.
Как протекает предвыборный период в Грузии в условиях продолжающегося политического кризиса в стране?
Предвыборная агитация протекает соответственно этой сложной ситуации. То есть в условиях такого политического полукризиса. После того, как “Грузинская мечта” вышла из так называемого соглашения Шарля Мишеля, создала такую ситуацию, как бы частичного политического кризиса. Кризиса доверия. В том смысле, что недоверия к политическим институтам и власти и так было у оппозиционно настроенной части общества, но после того, как партия власти нарушила это торжественно принятое соглашение, то это как бы усугубило этот кризис недоверия. И соответственно нет единого мнения о том, в чем суть этих выборов. Что я имею ввиду. По соглашению Шарля Мишеля, если бы “Грузинская мечта” не получила 43%, то она обязывалась провести внеочередные выборы. Тем самым сам смысл, суть этих выборов изменился. Это было бы не просто обычные местные выборы, муниципальные выборы, но это был бы референдум доверия власти. Если власть получит меньше 43%, значит у нас уже досрочные выборы и это воспринималось как начало конца “Грузинской мечты”.
Но поскольку это соглашение нарушено, “Грузинская мечта” представляет эти выборы опять же как обычные местные выборы, где будет решаться кто будет мэром Тбилиси или мэром допустим Ахалкалаки, или мэром Лагодехи и т. д., кто будет в сакребуло, и тем самым принизить значение этих выборов и соответственно интерес к этим выборам. А что касается оппозиции, оппозиция настаивает, несмотря на то, что на словах “Грузинская мечта” отказалась от своего слова, обещания, от своей позиции, тем не менее для оппозиции эти выборы остаются референдумом. И если “Грузинская мечта” получит меньше 43 процентов, то она больше не будет иметь морального права оставаться во власти, то есть оппозиция трактует суть выборов, результаты выборов по иному, чем партия власти, что создает двусмысленную ситуацию.
Как протекает предвыборный период в Грузии? Уже есть заявления о давлениях…
Да, это без сомнения так. То есть давление я имею ввиду, оппозиционные партии практически все заявили о том, что на их кандидатов оказывается давление, с тем чтобы они отозвали свои кандидатуры, некоторые действительно отозвали. В этом ничего нового нет. К сожалению, всегда, все выборы практически и при предыдущей власти, особенно при новой власти “Грузинской мечты” всегда протекают в условиях давления, давления на кандидатов, особенно в сравнительно ранний предвыборный период, когда некоторых из них заставляют отказаться. Так и позднее на избирателей. Это является, к сожалению, таким стабильным признаком выборов в Грузии. В этом ничего нового нет, хотя сейчас эти выборы несколько более драматичны, поскольку в партии власти наблюдается некоторая нервозность за итог выборов.
Хотя они говорят, что 43% эта цифра не имеет значения, а на самом деле имеет свое значение для партии власти. Они хотят получить как можно более высокий результат, больше 43 процентов, но тем не менее правящая партия опасается, что не сможет получить. И их главная забота сейчас даже не “Национальное движение” (Единое Национальное Движение ред.), которая остается главной оппозиционной партией. Но новый фактор, фактор Гахария, его партия поскольку, она меняет во многом политический ландшафт в том смысле, что Гахария отнимает голоса и в основном у “Грузинской мечты”. Отчасти у оппозиции, у более умеренной части оппозиции, но прежде всего у сторонников “Грузинской мечты” – это вызывает нервозность в их рядах. Поэтому в последние дни, хотя они всегда ругают последними словами ЕНД, но во всяком случае у меня и у многих наблюдателей, создается впечатление, что в основном в фокусе их кампании, в том числе давления на избирателей и кандидатов, в большей степени сфокусировано именно на партии Гахария и его сторонников. Поскольку они могут переломить, скажем так, политическую ситуацию.
Какие прогнозы делает экспертное сообщество касательно результатов выборов?
Очень сложно, в основном, не поддерживаю однозначных прогнозов, но наверно на первое место выйдет “Грузинская мечта”. В этом мало кто сомневается, но насколько убедительными будут их результаты – это самое главное в данном случае. Если “Мечта” получит меньше 43 процентов, то трудно предсказать, что будет после этого. Они могут все равно оказаться в большинстве в сакребуло и тд., но тем не менее их сторонники тоже и сам административный аппарат начнет сомневаться, что “Мечта” остается у власти и будут воспринимать это как начало конца. Поэтому очень важны 2-3 процента разницы. Речь идет не о том, кто выйдет на первое место, а насколько убедительным будет результат выборов для “Мечты”. С этой точки зрения предсказывать очень трудно. Опросы есть, но их мало и много людей неопределившихся, и я думаю, что это правильно отображает картину. Многие люди действительно еще не решили за кого голосовать и поэтому очень многое будет зависеть от последних примерно 3 недель, которые остались.