В Ахалкалаки если не у всех, то у многих есть родственники и друзья как в России, так и в Армении. Также многие местные работают за границей, поэтому несмотря на закрытие границ и ограничение поездок, движение из Ахалкалаки в Россию и в Армению не прекращалось. Водители маршруток встали перед проблемой: спрос на их услугу высокий, а возможности ограничены.
С целью предотвращения распространения коронавируса с 14 марта 2020 года Грузия закрыла сухопутную границу с Арменией, Турцией и Азербайджаном, а 16 марта – с Россией. С 18 марта иностранным гражданам было полностью запрещено пересекать границу Грузии, ровно как и гражданам Грузии запрещен выезд из страны.
Однако те люди, которым было необходимо, пересекали границу, преодолевая определенные сложные процессы. Сложности возникли и у водителей, выезжающих в Армению и Россию.
Левон Еприкян из села Хулгумо Ахалкалакского района уже несколько лет перевозит пассажиров в Россию. Говоря о сложностях, самой большой проблемой называет то, что приходилось работать двум водителям в условиях, когда мало пассажиров.
«До коронавируса никаких сложностей не было, ездили и возвращались как обычно, свободно. Как только начался ковид, границы полностью закрыли как Грузия, так и Россия. Только своим гражданам разрешалось пересекать границу. В прошлом году было сложнее в том, что водителям не разрешали пересекать границу, мы довозили пассажиров до границы, а там люди либо шли пешком, либо их забирала другая машина. Расходы тоже выросли, стоимость возросла», – говорит Левон.
Поток пассажиров уменьшился и тогда, когда в Грузии был принят закон, согласно которому в одной машине можно было разместить не более двух человек. Бывало, что до границы он довозил всего двоих.
Левон не мог пересечь границу Грузии потому, что у него не было никаких оснований для этого, то есть родственника, члена семьи, который является гражданином России. Затем список был расширен, добавили брата или сестру. Теперь, после открытия границ, он уже свободно может ездить туда и обратно.
В условиях коронавируса возросли расходы перевозчиков, в результате чего удвоилась и стоимость проезда. До начала коронавируса пассажир платил 5 000 (212 лари) до Москвы, а после – 10 000 рублей (424 лари).
«Например, я довозил до границы, брал за одну поездку 3000 рублей (127 лари), а другой водитель проезжал более длинную дорогу, брал 7000 рублей (298 лари). Также еще тест сдаём, это тоже (при въезде в Россию). Потом постепенно подешевело, сейчас поездка на одного человека составляет 8000 рублей (340 лари)», – добавляет Левон Еприкян, водитель маршрутки Грузия-Россия.
Левон – гражданин Грузии. Приехав из России, восемь дней на карантине отсиживается дома, потом снова уезжает, чтобы не платить 220 лари за тест.
Больше всего он боялся заразить членов своей семьи, жену и двух дочерей. Коронавирусом переболел, повезло и в очень легкой форме.
Коронавирус создал такие же проблемы водителям и пассажирам, ездящим в Армению. Завен Барсегян, осуществляющий прямые перевозки Грузия-Армения, рассказывает о трудностях прохождения теста на границе.
КПП “Бавра” на границе Армении с Грузией
«Вначале сложность заключалась в том, что мы каждый раз брали разрешение для проезда (ред. через мэрию консульство Грузии давало разрешение на пересечение границы в порядке исключения), так как границы были закрыты. На границе спрашивали, зачем едете. Когда ехали во второй или в третий раз, то возникали подозрения, а мэрия с большим трудом выдавала разрешение. Сейчас границы уже открыты, на данный момент единственная сложность – обязательное тестирование, логику которого я, говоря по правде, не понимаю. Берут у нас тест (ред. на границе Армении), ответ дают через 24 часа, границу пересекать разрешают, то есть еще не выяснив, инфицированы мы или нет, – сдавать такой тест не имеет смысла», – говорит Завен.
Во время эпидемии выросла стоимость перевозки не только по направлению Грузия-Россия, но и Грузия-Армения. Стоимость проезда в Армению также увеличена с 30 до 50 лари.
«До коронавируса стоимость проезда составляла 30 лари, сейчас – 50 лари, но раньше топливо было дешевле, и тестов не было. Тестирование на границе стоит 15 000 драмов (95 лари), так как водитель сдает тест, он волей-неволей поднимет цену, наша прибыль остаётся прежней», – добавляет он.
Нейтральная территория между грузинской и армянской границами довольно-таки длинная и там всегда очень холодно. Завен отмечает, что пассажирам очень сложно пройти такое расстояние пешком с сумками, особенно в дождливую и холодную погоду.
«Вначале было так, что ехали на двух машинах, отвозили их отсюда до границы, что стоило 20 лари, а уже с границы их забирала другая машина, которая стоила 30 лари. И возили на двух машинах, чтобы тест не сдавать. Но это вызвало трудности. Пассажирам приходилось подниматься, преодолевать расстояние в 700-800 м, естественно, было сложно добираться до другой границы с тяжелыми сумками».
Для въезда в Грузию иностранным гражданам необходимо зарегистрироваться онлайн. Завен сам регистрирует своих пассажиров, тем самым экономя время и избегая неточностей. Тест не занимает много времени.
«Тестирование длится 3-5 минут для одного человека. Я регистрирую пассажиров, чтобы не тратить время зря, из-за чего на границе часто выстраиваются длинные очереди. Люди не могут сдать тест на границе с Грузией, поэтому они должны въехать сюда с готовым тестом», – добавил Завен.
Как и Левон, Завен тоже не верил в существование коронавируса, но в ноябре прошлого года он заболел, потерял вкус и обоняние, которые до сих пор еще не полностью восстановились. Левон пока не решается вакцинироваться, у него есть сомнения и некоторые страхи, хотя и не исключает, что может в будущем согласиться. Завен внутренне готов к вакцинации, у него нет никаких страхов, он выжидает удобный момент.
Ситуация осложнилась не только для водителей, но и для пассажиров. Когда Седа Шахбекян приехала в Ахалкалаки из Еревана, она сидела на двух сиденьях со своими двумя детьми, так как дорожные расходы были дорогими.
«Когда мы приехали в Грузию, мы один раз сдали тест, чтобы пересечь границу, и еще один раз через два дня после прибытия, мы не были в карантине. Стоимость поездки увеличилась, она стала 50 лари. Нас было трое, но мы кое-как разместились на двух сиденьях, на самом деле, это очень дорого», – говорит Седа.
Седа также отмечает, что на границе с Арменией очереди на тестирование, где не соблюдается дистанция.
«В Армении сложная ситуация, часами простаиваем, организуются очереди, мы стоим рядом, измеряют температуру, потом едем на место регистрации, потом только сдаем тест. Неважно большой или маленький, стоимость теста 15000 драм. До коронавируса и сейчас могу сказать, что стоимость проезда выросла втрое. Очередь накапливается, часами простаиваем для сдачи теста. Это правда, что все в это время носят респираторы, но дистанция не соблюдается».
Из-за таких трудностей в дороге Седе очень сложно навещать родителей хотя бы два раза в год.
«Коронавирус нам очень помешал, в прошлом году я вообще не смогла приехать, сейчас приехала, но потом, если вновь будет нужно, мы не сможем приехать, это связано с большими расходами», – добавила она.
Мать Натальи Айвазян одна живет в Ахалкалаки. Несколько раз в год она обязательно навещала маму, однако коронавирус также ограничил визиты Натали.
«Приезд в Грузию с ребенком из Армении сухим счетом составил 800 лари. Один человек составляет 450-500 лари. Я три раза сдавала тест: один раз в Ереване, потом в течение 72 часов, и один раз после возвращения на границе с Арменией. Очень сложно потратить столько денег за один год. В моем конкретном случае мой родитель одинок, мне нужно ехать как минимум дважды. Раньше это было очень просто, мы оплачивали только дорожные расходы, нормально приезжали-уезжали. На границе долго мучают, очередь огромная. Грузия затягивает процесс с одним вопросом, Армения с другим. На границе с Арменией все сумки по одному проверяются, по очереди, мы стоим, когда сдаем тест. Мы добирались до границы с Арменией более часа, а раньше на это требовалось максимум 10-15 минут», – рассказывает Натали.
Наталья уже подумывает о вакцинации, чтобы не тратить лишние деньги и время.
«Я хочу сделать прививку, но вижу, что при въезде в Грузию особых изменений не будет, я все равно должна буду сдавать тест. Я еще не решила окончательно»
Натали и Седа – одни из немногих, кто несмотря на финансовые трудности и трудности дороги, смогли навестить своих родителей, многим это не удалось. Пока не ясно, когда эта ситуация изменится, поскольку коронавирус в нашей жизни повсеместно …