С каждым годом растет число студентов, которые уехали из Джавахети и не хотят вернуться. Почему многие не видят перспектив в родном крае – рассказывают сами студенты.
По данным Аппарата госминистра по примирению и гражданскому равенству Грузии 350 студентов, представляющих национальные меньшинства Грузии, проходили стажировку в разных госучреждениях Грузии, как на местах, откуда они родом, так и в больших городах. Аппарат министра не владеет информацией о том, сколько студентов после программы стажировки устроились на работу. Это связано с тем, что сложно проследить за студентами, которые часто меняют работу. Несмотря на то, что на местах в основном есть огромная нехватка во многих специалистах, студенты больше предпочитают оставаться и работать в больших городах.
Для многих основанием для того, чтобы не вернуться в Ахалкалаки или в Ниноцминда, служит то, что здесь кроме работы больше нечем заняться. Жизнь однообразна и скучна. Другие же в целом уже не ожидают ничего, в том числе и в больших городах.
Лилит Карапетян – студентка ТГУ (Тбилисский государственный университет) из села Пока Ниноцминдского муниципалитета. Она изучает юриспруденцию. Студентка считает, что государство не создает возможностей для бывших студентов.
«Я сейчас больше перспектив вижу в моей жизни. И возможности продвигаться вперед, я думаю, не особо связаны с моим дипломом. Будучи студентом ТГУ, я больше понимаю, что я сама должна найти выход, перспективы. Так как ни университет, ни государство не заинтересованы обеспечивать нас работой. Я начинаю разочаровываться в моей профессии. И если в будущем буду работать, как юрист, однозначно создам свою компанию, предпочту не работать в государственной системе», – говорит Лилит Карапетян.
Маргарита – также уроженка Ниноцминского муниципалитета, считает, что знание языка и активность студента открывает много дверей.
«Кто выучил государственный язык, активен, среди национальных меньшинств имеют большие перспективы в реализации. Все армяне, которые учатся со мной, кого я знаю – у всех есть работа. Если знаешь язык и смог найти хорошую работу, активен – это значит ты себя реализовал. Я не хочу возвращаться обратно. Так как дома самое большее, что я могу сделать, это работать учителем. В моем селе ничего кроме этого нет», – говорит Маргарита Авакян.
Мелсида из села Куликам Ахалкалакского муниципалитета, рассказывает, что многие вчерашние студенты жалеют, что получают высшее образование, так как все равно многим приходится ехать на сезонные заработки.
«У меня много друзей, которые пожалели, что получили высшее образование. Они не могут представить, что в будущем смогут работать или у них будет возможность работать. Я не знаю, почему они так думают. Например, я так не думаю. Когда я куда-то подаю CV и мне приходит отказ, я ещё больше стараюсь, чтобы достичь этой конкретной цели. Я сейчас начала работать в банке, но я себя в другой сфере вижу. В ближайшие месяцы я буду проходить стажировку в мэрии, и я больше тянусь к этому и это ближе к моей профессии, так как я экономист», – говорит Мелсида Марабян.
Лилит учится на филолога в Ахалкалаки, она предпочла получить образование на месте. Она считает, что на месте у этой профессии всегда есть перспективы, однако она бы предпочла иметь и другие профессии.
«Вообще, если человек захочет, всегда найдет возможности. По мне, так я могу работать по своей профессии, но не навсегда. Зная себя, я обязательно захочу что-то другое изучить, что будет по душе. Например, очень хотела бы работать в кино озвучке или учиться в этом направлении. Но если решу работать по своей профессии, у нас я могу стать учителем, в этом направлении нет сложностей», – говорит филолог Лилит Карапетян.
В отличие от многих, Григор Саакян твердо знает, что после получения диплома Славянского университета в Армении вернется обратно.
«Я учусь на психолога, но это образование дает возможность работать в разных местах. Я думаю для работы на месте нужно очень мало, университеты и в Тбилиси, и в Ереване эту возможность дают. Если ты учишься в Армении, есть проблема незнания государственного языка в Грузии, но есть Школа Жвания, в которой тоже можно отдельно выучить язык. Если учишь язык, ты становишься тем же специалистом, таким же, как те, кто учится в Тбилиси. Что касается уровня знания языка государственного, я не думаю, что обучение в Школе Жвания даст тот же уровень, как, например, если бы ты учился 4-5 лет в грузинских ВУЗ-ах. Школа Жвания дает основу языка, но не учит терминологии. Но в любом случае этого базового знания хватит, чтобы работать здесь. Я хочу остаться здесь. Чтобы развивать и сделать свой вклад. Есть два типа студентов, те которые не хотят здесь оставаться, едут, но через какое-то время возвращаются обратно, и те, которые теряют шанс вернутся домой. Оба типа правильные. Тут так как меньше возможностей профессионального роста, мы должны ехать в другие страны на стажировку. Работать там и ехать обратно с опытом», – говорит Григор.
Получая высшее образование, многие не задумываются о том, чтобы получить профессию, которая будет актуальна и перспективна на месте, однако ситуация постепенно меняется. С глобализацией расширяются и возможности студентов из Джавахети. А в условиях пандемии, для многих высшее образование ассоциируется со словом интернет.