Грузинская телекоммуникационная компания «Кавкасус онлайн», владеющая оптико-волоконным кабелем, проходящим по дну Черного моря, окончательно перешла в собственность азербайджанской Neqsol Holding.
Все началось с того, что азербайджанский холдинг взялся за реализацию проекта Digital Silk way, который фактически представляет из себя цифровую версию Великого шелкового пути, и одной из центральных фигур в этом проекта был именно «Кавкасус онлайн» – во-первых потому, что без Грузии проект невозможен, во-вторых потому, что «Кавкасус онлайн» владеет оптико-волоконным кабелем, который также жизненно необходим для транзита интернета из Европы в Азию.
В 2019 году NEQSOL Holding купила 49% акций «Кавкасус онлайн», а сейчас выкупила и остальные 51%, таким образом став официальным владельцем черноморского оптико-волоконного кабеля.
Что потеряла Грузия от этой сделки, и насколько приемлема продажа иностранному инвестору объекта, который имеет стратегическое значение для страны – в том числе и с точки зрения ее функции цифрового регионального хаба?
По словам главы Ассоциации малых и средних телекоммуникационных компаний Учы Сетури, сделка негативно отразится как на тарифах на интернет, так и на роли Грузии в качестве хаба.
«Кроме всего прочего, мы имеем инвестора, который нарушает законодательство Грузии и покупает компанию, несмотря на однозначный запрет со стороны Национальной комиссии по коммуникациям. Вряд ли он после этого будет соблюдать остальные законы страны. До этой сделки Digital Silk Way был проект, который был инициирован странами Центральной Азии, и центральным его пунктом был Тбилиси, теперь же, после того, как «Кавкасус онлайн» перешел в руки азербайджанской компании, центр тяжести смещается в Баку» – заявил он.
По его словам, это означает, что базы данных будут в Баку, рабочие места будут создаваться там же, специалисты будут готовиться там, а не в Грузии, интересы инвесторов будут концентрироваться на Азербайджане, а не на Грузии, соответственно, страна теряет роль регионального хаба.
По мнению эксперта в области кибербезопасности Зураба Сванидзе, к этому проекту было привязано очень многое – создание баз данных, новые рабочие места, инвестиции, и все это теперь потеряно.
«О каком хабе идет речь, если страна не владеет единственным оптико-волоконным кабелем, который является центральным объектом инфраструктуры? «Кавкасус онлайн был стратегическим объектом, и теперь он, несмотря на запрет со стороны Комиссии по коммуникациям, перешел в собственность другой страны. Единственное, что может сделать комиссия – это оштрафовать, все, никаких других полномочий у нее нет» – заявил он.