Население Джавахети всё ещё имеет проблему не интегрированности в общественно-политическую жизнь своей страны. На месте молодёжь не находит перспектив из-за отсутствия рабочих мест, незнания языка… В основном молодёжь достигает успехов вне Грузии. Однако есть молодые люди, которые достигают успехов на месте и “идут в ногу” со временм.
Реализовать себя в провинциальных городах, где для развития и продвижения молодежи мало возможностей, в случае с регионами, где компактно живут национальные меньшинства, уменьшается многократно. “Хопан” (заработки за границей) – единственный путь реализации и содержания семьи, который видят многие молодые люди, живя в Джавахети. С мыслями уехать на заработки и остаться в России или в других странах постсоветского пространства вырастают поколения. Однако в немногих случаях молодые люди “находят себя” на месте и становятся “не такими, как все”.
Севак Габриелян, обладатель Cеребряной кнопки YouTube, 20 лет
Севак Габриелян с Серебряной кнопкой YouTube
Вдвойне сложнее, если ты еще и живешь в селе. Если в Ахалкалаки еще можно найти какое-то занятие, вроде художественной, музыкальной, спортивной школы, то в селах занятость молодежи равняется нулю.
Севак живет в селе Хорениа Ахалкалакского муниципалитета. Хорениа – обычное село со своими проблемами: бездорожье и безысходность. Добраться до дома Севака, как и везде в селах, очень сложно, грязь по колено. Здесь не появляется ничего, чтобы молодежь не мечтала оставить свои дома. Однако с появлением Интернета и глобализацией у молодежи, которая живет в селах, появилась возможность разнообразить свою жизнь.
Когда Севаку было 14 лет, он начал интересоваться YouТube. Делая нарезки из интересных футбольных игр, он смог собрать почти пол миллиона подписчиков. Никто и представить не мог, не только в его селе, но и в регионе, что молодой парень с помощью монтажной программы и YouТube начал получать заработок в размере 200 евро в месяц, получив от YouTube Серебряную кнопку. Об этом узнали журналисты, и так начался новый и интересный путь продвижения обычного сельского мальчика.
«Так получилось, что Серебряная кнопка YouТube дала старт для многого другого. Я самостоятельно начал изучать YouТube, но у меня и в мыслях не было, что смогу настолько продвинуться. Все началось с того, что Jnews сделал материал обо мне. Потом я от журналистов узнал о проекте GIPA. Поучаствовал в их программе», – говорит Севак .
После молодой человек обучился на курсах GIPA и начал делать документальные, короткие фильмы. Первый фильм он снял про проблему отсутствия питьевой воды в их селе. В GIPA оценили талантливого парня и дали возможность учиться у них бесплатно. Он не смог сразу воспользоваться этой уникальной возможностью из-за недостаточного знания грузинского языка. Но возможность пока ждёт его.
На данный момент Севак учится на первом курсе Университета Ильи в Тбилиси на программиста. Он поступил в университет по программе «1+4» (льготная программа для этнических меньшинств, один год обучения грузинскому языку, четыре – профессионального). В GIPA нет этой программы. Со второго курса он продолжит обучение уже в GIPA, будет изучать журналистику.
«Я не думал, что можно уехать из села, но сейчас думаю об этом. Переехать в Тбилиси. Я свое будущее вижу в столице. Среди моих друзей есть люди, которые не выезжали за пределы села. Не знают, что есть в больших городах, какая там жизнь. До этого я тоже думал, как они. Раньше думал, что лучше моего села ничего нет», – рассказывает Севак.
Он больше склоняется к документалистике, чем к журналистике. Хотя он считает эти две профессии очень схожими.
«До того, как меня заметили СМИ, я хотел стать программистом, не думал, что дойду до журналистики или документалистики. На данный момент я учусь на программиста, но переведусь в GIPA на журналистику. Я, если честно, сомневаюсь, что из меня получится хороший программист. Я пришел к этому решению, потому что я знаю свои возможности и понял, что у меня получается хорошо, а что так себе. Я все еще хочу заниматься Youtube-ом, но не хочу концентрироваться только на обзоре футбола. Хочу разнообразить контент, делать обзоры фильмов»,- говорит о своих планах Севак.
Севак со своими друзьями также создали видеопроект FourProduction. В интернет просторах у джавахетских армян, не только на месте, но и в диаспоре очень много тех, кто смотрит юмористическую программу FourProduction. В видео с сарказмом Севак и трое его друзей рассказывают об обычаях, менталитете и жизни в Джавахети в форме стендап.
Амалия Бабаян, дизайнер собственного бренда
Семья Амалии Бабаян уехала жить навсегда в Россию, в Москву, так решили ее родители в молодости. Однако каждый год она приезжала обратно в Ахалкалаки, а после получения диплома политолога в Московском Государственном Университете Амалия приехала в Ахалкалаки на каникулы и не захотела ехать обратно. Магистратуру решила закончить в Грузии и поступила в Тбилисский Государственный Университет, сейчас учится на втором курсе. Амалия Бабян прошла годовую программу Фонда Рондели для молодежи в Ахалкалаки. Несмотря на серьезный выбор профессии, у нее есть хобби, которым она занимается и довольно успешно. Она дизайнер своего же бренда этнических сумок, аксессуаров и одежды «Назан».
«Пришла я к этому совершенно случайно. Летом я как-то гуляла в Тбилиси, наткнулась на джинсовую куртку, на которой сзади была этническая нашивка, как коврик. Мне очень понравилась идея. Я купила этническую ткань, взяла джинсовку брата и нашила эту ткань на джинсовку. Результат мне не понравился. Вообще. Я отошла от этой идеи и как-то потом, опять-таки случайно, наткнулась на сумочки в армянском стиле. И опять же подумала, что можно и это попробовать сделать. Я с трудом представляла, как я буду это делать. Практически интуитивно купила, все, что думала, что нужно, и сделала», – рассказывает Амалия.
Сумочки “Назан” носят и многие известные блогеры в Грузии
Первую свою сумку она сразу же продала, с помощью Instagram, где открыла для своего хобби страницу. Тогда Амалия сразу же решила, что это занятие будет не просто как хобби, а бизнес.
«Я начала думать над названием, у меня было очень много вариантов. Как вариант рассматривала свое имя, были и другие армянские имена, были какие-то слова. А название «Назан» пришло из песни, я пела в армянском хоре, у нас есть песня «Назан яр», это слово мне нравилось и я решила попробовать, как будто сразу встало на место, в идеале. И так я сделала вторую, третью, четвертую сумки…»
Сумочки от «Назан», красиво упакованные дизайнером, путешествуют во многие страны мира.
«Уже три раза я поставляю небольшие партии в Швейцарию, там живет одна девушка – Лусине. У нее есть магазин армянских брендов. В первый раз я ей предложила сама, потом она в который раз уже у меня заказывает. А частно заказывали из Таллина, Литвы… Чаще всего – 70% моих покупателей – это армяне, есть и грузины, дагестанцы и другие кавказцы, недавно у меня заказала сумку русская девочка. Я хочу продвигать свой бренд и в США, продавать среди американских армян. Хочу запустить линию одежды. Я думаю, что если соберусь и более основательно сделаю – получится. А сейчас я пытаюсь продвигать какие-то новинки из аксессуаров. Кроме клатчей, я сейчас делаю ремни для сумок, а также пояс, который на талию завязывается».
Амалия “разрывается” между желанием оставаться в Грузии и возможностями жить и развиваться в Москве.
Еще одно своё хобби она собирается сделать доходным занятием для будущего.
«Еще я увлекаюсь фотографией. Сделала первые шаги в видеографии, потому что, на мой взгляд, фотографов очень много. Мне не хочется становится очередным из многих, поэтому меня больше тянет видео, тем более, что по видео можно передать не просто статичный кадр, а эмоцию, жизнь. Я хочу создавать красивые ролики», – рассказывает она.
Мелине Тащян, “идёт в ногу” со временем (33 года)
Мелине работает в своей фотостудии
В Ахалкалки есть молодые люди, которые не представляют свою жизнь вдалеке от родины.
Малине и ее муж Вазген решили заниматься своим делом на месте, в Ахалклаки. Малине дизайнер интерьера уже 11 лет- украшает залы для мероприятий и делает фуршет. Муж ей помогает во всем.
“Я не училась дизайну, хотя многие думают, что я училась – это не так. Я по професии дизайнер одежды – модельер. Когда я приехала обратно, я не могла заниматься своим делом, так как здесь это не развито. Мне нравилось что-то придумывать, и случайно я начала заниматься этим. Мне предложили как-то прдготовить фуршет для свадьбы, и я согласилась. Сначала было очень сложно, потому что у меня не было ничего, чтобы делать дизайн. Потихоньку начала и втянулась. Занимаюсь над собой до сегодняшнего дня”, – рассказывает Мелине Тащян.
Мелине считает, что если ей не будут помогать ее родные, она не сможет справиться и с детьми, и с работой, которая требует много времени и отдачи.
Пандемия коронавируса натолкнула супружескую пару найти выход из ограничивающей ситуации. Свадьбы уже не проводятся больше года, а других мероприятий тоже мало. Доходы семьи сильно уменьшились. Однако Мелине с мужем не стали опускать руки, они начали новое дело. Открыли фото ателье, жена дизайнерски украсила павильоны, а муж делает фотографии. Это были первые шаги, но осваивая профессии, Мелине с мужем развиваются в этом направлении. Хотя их неоднократно приглашали работать в России, они предпочитают оставаться дома.
“Это такое дело, когда ты постоянно должен вносить новшества. Постоянно работать над собой. Открыли студию к новому году и у нас было много клиентов. Мы не ожидали, что будет такой результат. В день снимали 7-8 человек”, – говорит она.
Ограничения для активных и целенаправленных людей часто способствуют созданию чего-то нового, интересного. А в Ахалкалаки ограничений очень много…
Публикация подготовлена в рамках «Программы толерантности, гражданского самосознания и поддержки интеграции» (PITA) Ассоциации ООН Грузии и Агентства международного развития Соединенных Штатов Америки. Взгляды и соображения, высказанные в публикации, не следует воспринимать как официальную позицию Агентства международного развития Соединенных Штатов Америки и Ассоциации ООН Грузии.